Расчет и анализ самозапуска двигателей механизмов собственных нужд
1. Задание
1. Построить моментную характеристику двигателя по каталожным данным.
2. Построить моментную характеристику ведущего механизма заданного типа.
3. Провести расчет выбега двигателя с механизмом при перерыве
электропитания.
4. Провести расчет самозапуска двигателя собственных нужд
5. Определить время самозапуска двигателя.
6. Определить температуру нагрева обмоток статора и ротора двигателя во время процесса самозапуска.
2. Исходные данные
Задан двигатель для циркуляционного насоса, тип двигателя
4АЗМ-2000/6000-УХЛ4.
Основные параметры двигателя сведены в таблицу 1.
Таблица 1.
|
Параметр |
Каталожные данные |
|
Номинальное напряжение |
|
|
Номинальная мощность |
|
|
Синхронная скорость |
|
|
Номинальное скольжение |
|
|
КПД |
|
|
Коэффициент мощности |
|
|
Кратность максимального момента |
|
|
Кратность пускового момента |
|
|
Допустимый момент инерции механизма |
|
|
Кратность пускового тока |
|
3. Построение моментных характеристик двигателя и механизма заданного типа
Моментную характеристику электродвигателя можно построить по каталожным данным. Из каталога известны пять точек моментной характеристики двигателя:`
ü
при
ü
при
где
- критическое
скольжение, которое можно определить по номинальному скольжению по формуле:
.
ü
при
ü
при
ü
при
Зависимость момента вращения двигателя от скольжения.
Таблица 2.
|
|
0 |
0.009 |
0.031 |
0.5 |
1 |
|
|
0 |
1 |
1.9 |
0.847 |
0.77 |
Характеристика механизма выражается следующей формулой:
![]()
Где
коэффициент загрузки, равный рабочему
моменту механизма;
скольжение, в относительных единицах;
показатель степени, характеризующий
тип механизма.
|
Т.к.
рассматриваемый АД является приводом циркуляционного насоса, то принимаем |
Зависимость момента сопротивления механизма от скольжения.
Таблица 3.
|
|
0 |
0.0001 |
0.003 |
0.005 |
0.009 |
0.031 |
0.1 |
0.3 |
0.5 |
0.7 |
0.9 |
1 |
|
|
0.77 |
0.769 |
0.765 |
0.762 |
0.756 |
0.723 |
0.623 |
0.377 |
0.92 |
0.069 |
0.007 |
0 |
|
|
Рис.1 Характеристики момента вращения двигателя и момента сопротивления механизма.
4. Расчет выбега электродвигателя
Задача расчета – определение скорости (или скольжения) в конце заданного времени перерыва питания. Это и будет начальной скоростью для последующего процесса самозапуска после восстановления нормального электропитания двигателя.
Процесс выбега во времени в случае, когда напряжение на двигателе равно нулю, выражается уравнением движения:

Где Тj – механическая постоянная двигателя с механизмом, которая определяется по каталожным данным следующим образом:

Где
момент инерции агрегата, равный сумме
момента инерции двигателя и приведенного к валу двигателя момента инерции
механизма. В данном случае, момент инерции агрегата равен допустимому моменту
инерции механизма:
.
Определим номинальную скорость вращения:

Определим механическую постоянную двигателя с механизмом:

Построим кривую выбега агрегата, используя следующую зависимость:

Зависимость скорости вращения агрегата от времени перерыва питания.
Таблица 4.
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
0.991 |
0.989 |
0.986 |
0.984 |
0.982 |
0.980 |
0.978 |
0.975 |
0.973 |

Рис.2 Кривая выбега двигателя.
Примем время перерыва питания – 5 секунд.
За
это время скорость вращения снизится до величины 0,980 о.е. Следовательно,
скольжение самозапуска составит:![]()
5. Расчет самозапуска электродвигателя
Процесс самозапуска заключается в том, что при аварийном перерыве питания группы двигателей, подключенных к одной секции, происходит их групповой выбег, а затем, после восстановления питания, - одновременный разворот всех двигателей.
При
выбеге большинство двигателей увеличивают свое скольжение сверх критического,
при развороте двигатели потребляют токи, близкие к пусковым. Напряжение на
зажимах двигателя снижется до уровня
,
а их разворот длится значительно дольше, чем при нормальном пуске отдельных
двигателей.
В данной работе для заданной группы двигателей выбирается ведущий, наиболее мощный, разворот которого определяет самозапуск всей группы. В данном случае таким будет двигатель циркуляционный насос.
Определение напряжения на шинах при самозапуске определяется по суммарной пусковой мощности:

Где
,
-номинальное
значение мощности (МВА) и индуктивное сопротивление питающего трансформатора в
относительных единицах.
Тип трансформатора собственных нужд ТРДНС-16/20
Номинальная
мощность питающего трансформатора: ![]()
Напряжение
короткого замыкания: ![]()
Индуктивное
сопротивление трансформатора: 
- напряжение питающей сети, приведенное
к номинальному напряжению двигателя.
-суммарная пусковая мощность,
подключенная к трансформатору при самозапуске.
Суммарная пусковая мощность зависит от кратности пускового тока, который по мере разворота двигателей уменьшится, а напряжение на зажимах увеличится.
Принимая средний пусковой ток всех самозапускающихся двигателей равным пусковому току ведущего двигателя, имеем:
![]()
Где
мощность нагрузки секции, равная
нагрузке собственных нужд блока.
Тогда,
![]()
при ![]()
Принимая для практических расчетов, что при достижении критического скольжения
пусковой ток уменьшается в
раз,
получим:
при ![]()
Зная напряжение самозапуска в начале моментной характеристики (
) и при критическом скольжении
,
можно построить моментную характеристику двигателя с учетом изменения
напряжения используя формулу:
![]()
Где
момент двигателя при номинальном
напряжении;
соответствующее напряжение на
двигателе в относительных единицах.
ü
при
.Тогда,
![]()
ü
при
.Тогда,
![]()

Рис.3.Моментные характеристики двигателя без изменения напряжения
и с учетом изменения напряжения.
По заданному времени перерыва питания из кривой выбега (рис.2) определяем скольжение ведущего двигателя в начале самозапуска:
![]()
Напряжение в начале самозапуска определим по формуле:

Где
момент вращения с учетом уменьшения
напряжения при скольжении начала самозапуска;
момент вращения при номинальном
напряжении, соответствующий скольжению начала самозапуска.
Тогда,
ü
при
;
ü
при ![]()
Тогда, начальное напряжение на двигателе при включении питания, после перерыва в течение 5 секунд, будет равно:

Считается,
что самозапуск группы двигателей пройдет успешно при
, что в данном случае соблюдается,
поскольку ![]()
Однако, окончательный вывод об успешности самозапуска можно сделать, определив время.
6. Расчёт времени самозапуска электродвигателя
Для определения времени разворота двигателя с механизмом необходимо построить зависимость динамического момента двигателя от скольжения как разность момента вращения двигателя с учетом снижения напряжения при скольжении начала самозапуска и момент сопротивления механизма:
![]()
.

Рис.4 .Зависимость динамического момента от скольжения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.