Расчет и анализ самозапуска двигателей механизмов собственных нужд
1. Задание
1. Построить моментную характеристику двигателя по каталожным данным.
2. Построить моментную характеристику ведущего механизма заданного типа.
3. Провести расчет выбега двигателя с механизмом при перерыве
электропитания.
4. Провести расчет самозапуска двигателя собственных нужд
5. Определить время самозапуска двигателя.
6. Определить температуру нагрева обмоток статора и ротора двигателя во время процесса самозапуска.
2. Исходные данные
Задан двигатель для циркуляционного насоса, тип двигателя
4АЗМ-2000/6000-УХЛ4.
Основные параметры двигателя сведены в таблицу 1.
Таблица 1.
Параметр |
Каталожные данные |
Номинальное напряжение |
|
Номинальная мощность |
|
Синхронная скорость |
|
Номинальное скольжение |
|
КПД |
|
Коэффициент мощности |
|
Кратность максимального момента |
|
Кратность пускового момента |
|
Допустимый момент инерции механизма |
|
Кратность пускового тока |
|
3. Построение моментных характеристик двигателя и механизма заданного типа
Моментную характеристику электродвигателя можно построить по каталожным данным. Из каталога известны пять точек моментной характеристики двигателя:`
ü при
ü при
где - критическое скольжение, которое можно определить по номинальному скольжению по формуле:
.
ü при
ü при
ü при
Зависимость момента вращения двигателя от скольжения.
Таблица 2.
|
0 |
0.009 |
0.031 |
0.5 |
1 |
0 |
1 |
1.9 |
0.847 |
0.77 |
Характеристика механизма выражается следующей формулой:
Где коэффициент загрузки, равный рабочему моменту механизма;
скольжение, в относительных единицах;
показатель степени, характеризующий тип механизма.
Т.к. рассматриваемый АД является приводом циркуляционного насоса, то принимаем (для насосов без противодавления). |
Зависимость момента сопротивления механизма от скольжения.
Таблица 3.
|
0 |
0.0001 |
0.003 |
0.005 |
0.009 |
0.031 |
0.1 |
0.3 |
0.5 |
0.7 |
0.9 |
1 |
0.77 |
0.769 |
0.765 |
0.762 |
0.756 |
0.723 |
0.623 |
0.377 |
0.92 |
0.069 |
0.007 |
0 |
Рис.1 Характеристики момента вращения двигателя и момента сопротивления механизма.
4. Расчет выбега электродвигателя
Задача расчета – определение скорости (или скольжения) в конце заданного времени перерыва питания. Это и будет начальной скоростью для последующего процесса самозапуска после восстановления нормального электропитания двигателя.
Процесс выбега во времени в случае, когда напряжение на двигателе равно нулю, выражается уравнением движения:
Где Тj – механическая постоянная двигателя с механизмом, которая определяется по каталожным данным следующим образом:
Где момент инерции агрегата, равный сумме момента инерции двигателя и приведенного к валу двигателя момента инерции механизма. В данном случае, момент инерции агрегата равен допустимому моменту инерции механизма:
.
Определим номинальную скорость вращения:
Определим механическую постоянную двигателя с механизмом:
Построим кривую выбега агрегата, используя следующую зависимость:
Зависимость скорости вращения агрегата от времени перерыва питания.
Таблица 4.
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
,о.е. |
0.991 |
0.989 |
0.986 |
0.984 |
0.982 |
0.980 |
0.978 |
0.975 |
0.973 |
Рис.2 Кривая выбега двигателя.
Примем время перерыва питания – 5 секунд.
За это время скорость вращения снизится до величины 0,980 о.е. Следовательно, скольжение самозапуска составит:
5. Расчет самозапуска электродвигателя
Процесс самозапуска заключается в том, что при аварийном перерыве питания группы двигателей, подключенных к одной секции, происходит их групповой выбег, а затем, после восстановления питания, - одновременный разворот всех двигателей.
При выбеге большинство двигателей увеличивают свое скольжение сверх критического, при развороте двигатели потребляют токи, близкие к пусковым. Напряжение на зажимах двигателя снижется до уровня , а их разворот длится значительно дольше, чем при нормальном пуске отдельных двигателей.
В данной работе для заданной группы двигателей выбирается ведущий, наиболее мощный, разворот которого определяет самозапуск всей группы. В данном случае таким будет двигатель циркуляционный насос.
Определение напряжения на шинах при самозапуске определяется по суммарной пусковой мощности:
Где ,-номинальное значение мощности (МВА) и индуктивное сопротивление питающего трансформатора в относительных единицах.
Тип трансформатора собственных нужд ТРДНС-16/20
Номинальная мощность питающего трансформатора:
Напряжение короткого замыкания:
Индуктивное сопротивление трансформатора:
- напряжение питающей сети, приведенное к номинальному напряжению двигателя.
-суммарная пусковая мощность, подключенная к трансформатору при самозапуске.
Суммарная пусковая мощность зависит от кратности пускового тока, который по мере разворота двигателей уменьшится, а напряжение на зажимах увеличится.
Принимая средний пусковой ток всех самозапускающихся двигателей равным пусковому току ведущего двигателя, имеем:
Где мощность нагрузки секции, равная нагрузке собственных нужд блока.
Тогда,
при
Принимая для практических расчетов, что при достижении критического скольжения пусковой ток уменьшается в раз, получим:
при
Зная напряжение самозапуска в начале моментной характеристики () и при критическом скольжении , можно построить моментную характеристику двигателя с учетом изменения напряжения используя формулу:
Где момент двигателя при номинальном напряжении;
соответствующее напряжение на двигателе в относительных единицах.
ü при .Тогда,
ü при .Тогда,
Рис.3.Моментные характеристики двигателя без изменения напряжения
и с учетом изменения напряжения.
По заданному времени перерыва питания из кривой выбега (рис.2) определяем скольжение ведущего двигателя в начале самозапуска:
Напряжение в начале самозапуска определим по формуле:
Где момент вращения с учетом уменьшения напряжения при скольжении начала самозапуска;
момент вращения при номинальном напряжении, соответствующий скольжению начала самозапуска.
Тогда,
ü при ;
ü при
Тогда, начальное напряжение на двигателе при включении питания, после перерыва в течение 5 секунд, будет равно:
Считается, что самозапуск группы двигателей пройдет успешно при , что в данном случае соблюдается, поскольку
Однако, окончательный вывод об успешности самозапуска можно сделать, определив время.
6. Расчёт времени самозапуска электродвигателя
Для определения времени разворота двигателя с механизмом необходимо построить зависимость динамического момента двигателя от скольжения как разность момента вращения двигателя с учетом снижения напряжения при скольжении начала самозапуска и момент сопротивления механизма:
.
Рис.4 .Зависимость динамического момента от скольжения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.