При КЗ на землю в сети отсутствие напряжения на вторичной обмотке трансформатора блокировки W2 достигается за счет третьей обмотки W|||1 , включенной на обмотки ТН, соединенные в разомкнутый треугольник. Компенсация МДС обеспечивается регулированием тока в W|||1 , резистором R5. Блокировка сработает и заблокирует дистанционную защиту при обрыве любого из проводов связывающих панель защиты с ТН. Она также сработает и при любых видах КЗ в цепях напряжения, за исключением КЗ фаз В и С. В последнем случае блокировка подействует только после срабатывания защитного автоматического выключателя ТН.
Рисунок 9. Схема ручного переключения вторичных цепей ТН в РУ
с двумя системами шин:
1 – шинки напряжения I системы шин;
2 – шинки напряжения II системы шин;
3 – к измерительным приборам и другим устройствам I системы шин на ЦЩУ (или ГЩУ);
4 – к измерительным приборам и другим устройствам II системы шин на ЦЩУ (или ГЩУ)
В схемах с двумя системами сборных шин цепи напряжения защит всех присоединений получают питание от ТН, установленного на «своих» шинах. Для взаимного резервирования появляется необходимость переключения цепей напряжения с одного ТН на другой. Используют два способа перевода – ручной и автоматический. Пример применения ручного переключения показан на рис.9. Здесь 1 и 2 соответственно шинки напряжения I и II систем сборных шин. В нормальном режиме каждая из этих шинок получает питание от ТН, установленного на своих шинах. При выводе в ремонт любого ТН питание шинок напряжения каждой из системы шин можно перевести на другой ТН. Для этого используются переключатели SN1 ÷ SN4. При этом шиносоединительный выключатель QК1 должен быть включен.
Рисунок 10. Схема автоматического переключения вторичных цепей шинных ТН с помощью вспомогательных контактов разъединителей в ГРУ 6-10 кВ.
На рис.10 приведена схема автоматического переключения вторичных цепей ТН с помощью вспомогательных контактов разъединителей. При включенном разъединителе QS2 линии W1 цепи напряжения защиты и приборов через вспомогательные контакты этого разъединителя подключены к шинкам напряжения II системы шин. При переводе линии W1 на I систему шин включается разъединитель QS1, а разъединитель QS2 отключается. При этом все цепи напряжения защит и приборов переводятся с ТV2 на TV1.
На линиях 110 кВ и выше, подключенных к двойной системе сборных шин, переключение цепей напряжения производится с помощью контактов реле-повторителей положения шинных разъединителей (рис.11). В этой схеме имеется четыре реле-повторителя: КQS1 и КQS11 реле положения разъединяется QS1 I системы шин, КQS2 и КQS12 – реле положения разъединителя QS2 II системы шин. Размыкающие контакты КQS11и КQS12 включены в цепи обмоток реле повторителей во избежание недопустимого объединения вторичных цепей ТН I и II системы шин.
Рисунок 11. Схема автоматического переключения вторичных цепей шинных ТН в установках 35 кВ и выше с помощью реле-повторителей:
а – цепи постоянного тока реле-повторителей вспомогательных контактов шинных разъединителей;
б – вторичные шинки ТН и переключение цепей напряжения на данной линии.
Разводку вторичных цепей ТН необходимо выполнить так, чтобы сумма токов этих цепей в каждом кабеле была равна нулю. Для выполнения этой задачи предусматривается прокладка в одном кабеле трех фазных и нулевого проводов от основной обмотки ТН до релейного щита и прокладку в одном кабеле проводов от дополнительной обмотки. Для прокладки должны использоваться четырехжильные кабели в металлической оболочке, заземленной с обоих концов.
1.4. Цепи оперативного тока
Цепи оперативного тока используются для управления коммутационными аппаратами, питания оперативных цепей релейной защиты и автоматики, осуществления всех видов сигнализации.
Существует три вида оперативного тока: постоянный, переменный и выпрямленный. Источниками постоянного тока являются аккумуляторные батареи.
1.4.1. Источники постоянного оперативного тока
На электрических станциях и крупных подстанциях предусматривается создание разветвленной сети постоянного оперативного тока, питающейся от аккумуляторных батарей. На крупных электростанциях и подстанциях напряжения 500 кВ и выше устанавливают по две и более батарей. На рис.12 приведена принципиальная схема постоянного тока подстанции 110-220 при наличии одной аккумуляторной батареи [3].
Рисунок 12. Схема питания оперативным постоянным током цепей защит и управления выключателями на подстанции 110-220 кВ
Аккумуляторная батарея (АБ) через автоматический выключатель SF1 и рубильники S1 и S2 подключена к двум секциям сборных шин постоянного тока (ШП). От этих секций ШП питаются группы основных потребителей постоянного тока: шины управления (ЕС), цепи соленоидов включения, сеть аварийного освещения и др. К этим же шинам подключены подзарядные устройства, компенсирующие саморазряд А Б и обеспечивающие питание нагрузки постоянного тока в нормальном режиме работы подстанции (на рис.12 из всех перечисленных устройств показаны только две секции шин управления: IШУ (ЕС1) и IIШУ(ЕС2). Все описанные устройства находятся в специальном помещении, которое носит название щита постоянного тока (ЩПТ).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.