Тепловой расчет компенсационной обмотки. Заволакивание коллекторов тяговых электродвигателей при изменении их температуры, страница 4

 - удельное давление на щётки;

Sщ – площадь поперечного сечения щёток;

Vк – линейная скорость коллектора.

Были проведены испытания со щётками марки ЭГ-61, ЭГ-2А. ошибки средних значений f и ΔU, для каждого десяти градусного интервала температур коллектора в диапазоне от 0 до 100 °С не превышали 8% при вероятности р=0,95. На рисунке 8.1 и рисунке 8.2  показан характер изменения падения напряжения в контакте щётка – катод – коллектор для щёток различным марок  при изменении температуры коллектора для различных плотностей тока. 

 

Характер изменения коэффициента трения щёток различных марок от температуры коллектора показан на рисунке 8.3 и рисунке 8.4

 


При рассмотрении полученных зависимостей средних значений коэффициента трения и падения напряжения в контакте от температуры коллектора установлено следующее:

- наблюдаются одновременные изменения (f) и (ΔU) обоих типов щёток при снижении (повышении) температуры коллектора tк, что указывает на взаимосвязанные изменения условий механического взаимодействия и токоперехода в контакте, обусловленные процессами в коллекторной плёнке и при поверхностных слоях меди коллекторных пластин при колебаниях температуры коллектора;

- наиболее благоприятные условия контакта имеют место при температуре коллектора 70 – 80 °С, наиболее тяжёлые при температуре tк=30 – 50 °С и выше 90 °С.

На рисунке 8.5 приведена зависимость изменения коэффициента трения в скользящем контакте при различном содержании влаги – φ в воздухе.

Из рисунке 8.5 видно, что в случае снижения влаги до 5,5 г/м3 наблюдается изменение коэффициента трения (f), близко к полученным в опытах на короткозамкнутом коллекторе (рисунок 8.3 и рисунок 8.4). При содержании влаги в воздухе равном 13 г/м3 коэффициент трения имеет постоянное значение в диапазоне tк=40 – 100 °С.

На основании исследований по данным среднемесячной температуры воздуха (tв) и относительной влажности (ψ) определено содержание влаги в воздухе на контролируемых участках обращения электровозов. В качестве примера в таблице 8.2 приведены данные для участка эксплуатации электровозов депо А (Москва).

Таблица 8.2 - Содержание влаги в воздухе на участке эксплуатации электровозов депо Москва

Параметры

Месяцы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

tв, °С

-23

-21

-7

5,1

13

17

21

15,5

11,2

3,4

-12

-17

Ψ, %

78

74

81

68

50

63

58

69

69

67

82

78

φ, г/м3

0,7

0,8

2,3

4,7

5,4

9,9

11,1

9,3

7,2

4,3

1,7

1,1

Данные таблицы 8.2 показывают, что только в летний период эксплуатации содержание влаги в воздухе приближается к тому значению при котором возможна наиболее благоприятная работа контакта. В остальные периоды эксплуатации содержание влаги значительно ниже. Аналогичный характер изменения (φ) наблюдается и на других участках.

Полученные данные дают основание заключить, что двигатели электровозов работают в условиях, когда в результате колебания температуры окружающего воздуха периодически изменяется коэффициент трения и падение напряжения в скользящем контакте щётка – коллектор. Совместный анализ данных о средних значениях превышения температуры коллектора (τк), зависимостей коэффициента трения (f), падения напряжения (ΔU) в контакте от температуры коллектора, от средней температуры воздуха (t) показывает, что наибольшая скорость заволакивания двигателя ТЛ-2К1 (τк=35,2…37,8 °С) наблюдается при  t=0…-5 °С, соответствующий t=30,2…37,8 °С, когда отмечаются максимальные (f) и (ΔU) в контакте.

При увеличении или снижении tв до ±25 °С, при которых t имеет значение соответственно 60,2…62 °С и 10,2…12,8 °С и снижается (f) и (ΔU), заволакивание замедляется.

Ускорение заволакивания коллекторов двигателей НБ-418К (τк=47,5…50,7 °С) наблюдается при температуре воздуха (t), равной  -20…-10 °С, когда температура коллектора t=27,5…40,7 °С. При температуре воздуха (t) 15…20 °С и соответственно температуре коллекторов t=62,5…75,7 °С, коэффициент трения и падение напряжения в контакте щётка – коллектор минимальные. Этой температуре воздуха соответствует наименьший сдвиг меди коллекторов.

Таким образом, рост  коэффициента трения и падения напряжения в контакте при снижении температуры коллекторов до 30…40 °С приводит к ускорению заволакивания коллекторов. Наименьший сдвиг меди ламелей наблюдается при температуре коллектора  t=70…80 °С, когда f и ΔU имеют минимальные значения.

9 Система температурной стабилизации тяговых электродвигателей

Установлено, что из трёх переменных оказывающих влияние на работу скользящего контакта щётка – коллектор двигателей НБ-418К, НБ-514 электровозов переменного тока Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) – влажность воздуха (ψ), температура воздуха (tв) и величина вертикальных ускорений (ав), наибольшее влияние оказывает температура воздуха tв.

Наилучшие условия работы для контакта - минимальная интенсивность затягивания меди (ωз), износа коллекторов (ωк), щёток (ωщ), интенсивность возникновения круговых огней по поверхности коллектора (ωко) - наблюдаются в летний период времени при средней температуре окружающего воздуха  tвср около +20 °С. Максимальные годовые интенсивности отказов (ωз), (ωк), (ωщ) и (ωко) имеют место при  tвср равной -25…-30 °С.