- удельное давление на щётки;
Sщ – площадь поперечного сечения щёток;
Vк – линейная скорость коллектора.
Были проведены испытания со щётками марки ЭГ-61, ЭГ-2А. ошибки средних значений f и ΔU, для каждого десяти градусного интервала температур коллектора в диапазоне от 0 до 100 °С не превышали 8% при вероятности р=0,95. На рисунке 8.1 и рисунке 8.2 показан характер изменения падения напряжения в контакте щётка – катод – коллектор для щёток различным марок при изменении температуры коллектора для различных плотностей тока.
Характер изменения коэффициента трения щёток различных марок от температуры коллектора показан на рисунке 8.3 и рисунке 8.4
При рассмотрении полученных зависимостей средних значений коэффициента трения и падения напряжения в контакте от температуры коллектора установлено следующее:
- наблюдаются одновременные изменения (f) и (ΔU) обоих типов щёток при снижении (повышении) температуры коллектора tк, что указывает на взаимосвязанные изменения условий механического взаимодействия и токоперехода в контакте, обусловленные процессами в коллекторной плёнке и при поверхностных слоях меди коллекторных пластин при колебаниях температуры коллектора;
- наиболее благоприятные условия контакта имеют место при температуре коллектора 70 – 80 °С, наиболее тяжёлые при температуре tк=30 – 50 °С и выше 90 °С.
На рисунке 8.5 приведена зависимость изменения коэффициента трения в скользящем контакте при различном содержании влаги – φ в воздухе.
Из рисунке 8.5 видно, что в случае снижения влаги до 5,5 г/м3 наблюдается изменение коэффициента трения (f), близко к полученным в опытах на короткозамкнутом коллекторе (рисунок 8.3 и рисунок 8.4). При содержании влаги в воздухе равном 13 г/м3 коэффициент трения имеет постоянное значение в диапазоне tк=40 – 100 °С.
На основании исследований по данным среднемесячной температуры воздуха (tв) и относительной влажности (ψ) определено содержание влаги в воздухе на контролируемых участках обращения электровозов. В качестве примера в таблице 8.2 приведены данные для участка эксплуатации электровозов депо А (Москва).
Таблица 8.2 - Содержание влаги в воздухе на участке эксплуатации электровозов депо Москва
Параметры |
Месяцы |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
tв, °С |
-23 |
-21 |
-7 |
5,1 |
13 |
17 |
21 |
15,5 |
11,2 |
3,4 |
-12 |
-17 |
Ψ, % |
78 |
74 |
81 |
68 |
50 |
63 |
58 |
69 |
69 |
67 |
82 |
78 |
φ, г/м3 |
0,7 |
0,8 |
2,3 |
4,7 |
5,4 |
9,9 |
11,1 |
9,3 |
7,2 |
4,3 |
1,7 |
1,1 |
Данные таблицы 8.2 показывают, что только в летний период эксплуатации содержание влаги в воздухе приближается к тому значению при котором возможна наиболее благоприятная работа контакта. В остальные периоды эксплуатации содержание влаги значительно ниже. Аналогичный характер изменения (φ) наблюдается и на других участках.
Полученные данные дают основание заключить, что двигатели электровозов работают в условиях, когда в результате колебания температуры окружающего воздуха периодически изменяется коэффициент трения и падение напряжения в скользящем контакте щётка – коллектор. Совместный анализ данных о средних значениях превышения температуры коллектора (τк), зависимостей коэффициента трения (f), падения напряжения (ΔU) в контакте от температуры коллектора, от средней температуры воздуха (t.в) показывает, что наибольшая скорость заволакивания двигателя ТЛ-2К1 (τк=35,2…37,8 °С) наблюдается при t.в=0…-5 °С, соответствующий t.к=30,2…37,8 °С, когда отмечаются максимальные (f) и (ΔU) в контакте.
При увеличении или снижении tв до ±25 °С, при которых t.к имеет значение соответственно 60,2…62 °С и 10,2…12,8 °С и снижается (f) и (ΔU), заволакивание замедляется.
Ускорение заволакивания коллекторов двигателей НБ-418К (τк=47,5…50,7 °С) наблюдается при температуре воздуха (t.в), равной -20…-10 °С, когда температура коллектора t.к=27,5…40,7 °С. При температуре воздуха (t.в) 15…20 °С и соответственно температуре коллекторов t.к=62,5…75,7 °С, коэффициент трения и падение напряжения в контакте щётка – коллектор минимальные. Этой температуре воздуха соответствует наименьший сдвиг меди коллекторов.
Таким образом, рост коэффициента трения и падения напряжения в контакте при снижении температуры коллекторов до 30…40 °С приводит к ускорению заволакивания коллекторов. Наименьший сдвиг меди ламелей наблюдается при температуре коллектора t.к=70…80 °С, когда f и ΔU имеют минимальные значения.
9 Система температурной стабилизации тяговых электродвигателей
Установлено, что из трёх переменных оказывающих влияние на работу скользящего контакта щётка – коллектор двигателей НБ-418К, НБ-514 электровозов переменного тока Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) – влажность воздуха (ψ), температура воздуха (tв) и величина вертикальных ускорений (ав), наибольшее влияние оказывает температура воздуха tв.
Наилучшие условия работы для контакта - минимальная интенсивность затягивания меди (ωз), износа коллекторов (ωк), щёток (ωщ), интенсивность возникновения круговых огней по поверхности коллектора (ωко) - наблюдаются в летний период времени при средней температуре окружающего воздуха tвср около +20 °С. Максимальные годовые интенсивности отказов (ωз), (ωк), (ωщ) и (ωко) имеют место при tвср равной -25…-30 °С.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.