Анализ финансового состояния организации, страница 2

3.  Формирование иерархической структуры функций

3.1. Формирование глобальной функции системы

Основной функцией финансового анализа является повышение эффективности использования ресурсов.

Выполнение основной функции обеспечивает выполнение дополнительных или вспомогательных функций. Такими функциями являются: ведение БД по финансовому состоянию, расчет коэффициентов, формирование отчетности, формирование аналитической записки.

3.2. Формирование дерева функций. Установление связей дерева функций

 Дерево функций можно построить на основе контекстной диаграммы процесса анализа финансовой деятельности (Приложение 1). А для наглядности представить схемой:


 


Рис.3.1.  Дерево функций.

3.3. Оценка дерева функций

3.3.1. Экспертные оценки

-  Важность.

Каждая из функций процесса анализа финансовой деятельности является важной и при удалении хотя бы одной функции процесс не будет полным.

-  Трудоемкость выполнения.

Наиболее трудоемкой является функция формирования аналитической записки. Трудоемкость функции выбора эффективного инвестиционного проекта является менее трудоемкой, трудоемкость функции вычисления показателей эффективности самая низкая. Доли трудоемкости функций в общем процессе  представлены в табл. 1.

Табл.3.1. Доли трудоемкости функций в процессе выбора эффективного инвестиционного проекта

Ведение БД по финансовому состоянию

Расчет необходимых коэффициентов

Формирование отчетности

Формирование аналитической записки

Доля трудоемкости

0,1

0,2

0,1

0,6

-  Частота обращения.

К процессу анализа финансовой деятельности обращаются как минимум раз в месяц. Также обращение к процессу анализа финансовой деятельности происходит по мере необходимости для оценки текущего финансового состояния, например внешними специалистами – инвесторами.

3.3.2. Косвенные количественные оценки:

1.  Число подразделений, выполняющих данную функцию: 2;

2.  Число документов для реализации функции: не менее 13;

3.  Число тем, на которые разделена проблема: 4;

4.  Внимание к данным подцелям и функциям в директивных документах, периодической печати, источникам НТИ: тема анализа финансового состояния предприятия чрезвычайно актуальна, по данной теме постоянно проводятся семинары, предприятия вкладывают огромные деньги на обучение своих сотрудников методам ведения финансового анализа, формирования отчетности, издается огромное количество литературы, методических указаний и т.д.

3.3.3. Выявление противоречивых мнений с помощью гистограмм

Выявление противоречивых мнений проводилось для 3-х функций процесса выбора эффективного инвестиционного проекта. Результат представлен в виде гистограмм на рис. 4 (стр. 13).

1) Статистическая отчетность (СТО). Первоначальная информация по итогам бухгалтерской отчетности заносится и хранится в БД по финансовому состоянию (функция «Ведение БД по финансовому состоянию»). Результаты расчета коэффициентов (функция «Расчет необходимых коэффициентов») также хранятся в БД. Далее формируется отчетность (функция «Формирование отчетности») по МСФО, которая также хранится в БД и помимо этого распечатывается и передается заинтересованным лицам (Фин. Директор, Ген. Директор, совет директоров, налоговые, судебные органы и т.д.). Также формируется аналитическая записка, которая хранится в электронном варианте на жестком диске и распечатывается на бумажный носитель, с целью передачи вышестоящему руководителю.

2) Число подразделений (П). В процессе анализа финансовой деятельности участвует 2 подразделения финансового отдела: отдел финансовой отчетности и отдел финансовой аналитики. Первые три функции лежат в компетенции и отдела финансовой отчетности и отдела финансовой аналитики, а четвертая – только в компетенции отдела финансовой аналитики.

3) Число публикаций в периодической печати (Г). Данную величину оценим приблизительно в процентном соотношении (таблица 2).

Табл.2. Распределение количества публикаций в периодической печати по функциям процесса

Название функции

Процентное соотношение, %

1. Ведение БД по финансовому состоянию

5

2. Расчет необходимых коэффициентов

35

3. Формирование отчетности

35

4. Формирование аналитической записки

25

Итого

100

4) Экспертные оценки (Э). На гистограмме показана экспертная оценка трудоемкости (см. табл. 1, стр. 11).

СТО

 


             1        2        3        4

 


П

Составляющие дерева целей

 
 


             1        2        3        4

Г

 


             1        2        3        4

Э

 


             1        2        3        4

Рис 4. Выявление противоречивых мнений по функциям процесса выбора эффективного инвестиционного проекта

На рис. 4 (стр. 13) видно, что есть противоречия на гистограмме публикаций в периодической печати и экспертных оценок трудоемкости. Противоречия на гистограмме публикаций связаны с тем, что существует достаточно мало публикаций по данной  функции («Ведение БД по финансовому состоянию»), основной упор делается как раз на методику ведения расчета коэффициентов, формирование отчетности и аналитику. Противоречия на гистограмме экспертных оценок трудоемкости связаны с тем, что наиболее трудоемким этапом является формирование аналитической записки, т.е. сам анализ и выработка рекомендаций по улучшению финансового состояния.

4. Программное обеспечение по АНАЛИЗУ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

В качестве программного обеспечения в данной работе описана База данных «Финансовое состояние», написанная на языке SQL  в среде MS Access. База данных служит для сбора данных бухгалтерской отчетности, расчета необходимых коэффициентов, формирование отчетности и хранения всей накопленной информации. База данных «Финансовое состояние» пополняется каждый месяц. Она используется для автоматизации процесса анализа финансового состояния. Интерфейс базы данных «Финансовое состояние» находится в Приложении 2.