Обзор основных моделей жизненного цикла, страница 7

Ответ "Не применим" соответствует неправомерности задания вопроса для данного проекта.

Класс А. Технические аспекты разработки


















Приложение 5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Представленный в данном приложении контрольный вопросник содержит вопросы из вопросника SEI, касающиеся ключевых направлений технологического процесса разработки программного обеспечения (ПО), отнесенных к уровню 2 мо­дели зрелости СММ.

По каждому ключевому направлению процесса (КРА, от Key Process Area) в вопросник включены не все, а только избранные вопросы по шести-восьми ключе­вым процедурам с тем, чтобы время, потраченное на ответы, не превысило 1 часа. Перечень вопросов предваряется кратким описание данного КРА. Ответ на каждый вопрос может быть прокомментирован.

В помощь респондентам, не владеющим терминологией СММ, в конце во­просника приводится определение используемых терминов, а сами термины в тек­сте выделяются курсивом.

5.1. Инструкция по заполнению опросных листов

1.  Ответ на вопрос дается путем внесения отметки ("+" при ручном заполне­нии или "1" при машинном заполнении ) в соответствующую графу формы:
"Почти всегда", "Часто", "Иногда", "Редко", "Никогда" и "Не используется".

Допускается только одна отметка по соответствующей ключевой процедуре. Отве­ты должны быть даны на все вопросы. Для краткости в формах используется со­кращенное обозначение отметок.

2.  Отметка "Почти всегда" (ПВ) проставляется в том случае, если упомяну­тая в вопросе процедура внедрена, обеспечена организационной, нормативно-методической и технической поддержкой и практически всегда выполняется (за исключением чрезвычайных и фиксируемых случаев).

3.  Отметка "Часто" (Ч) проставляется в том случае, если упомянутая в во­просе процедура внедрена (опыт использования менее года), находится в стадии внедрения (адаптируется к условиям разработки конкретно проекта) и декларируе­мые в ней действия, как правило, выполняются надлежащим образом.

4.  Отметка "Иногда" (И) проставляется в том случае, если упомянутые в вопросе действия еще не оформлены в виде процедуры и не обеспечены всеми ви­дами поддержки, но примерно в половине случаев выполняются и было бы жела­тельно их официальное внедрение в технологический процесс.

5.  Отметка "Редко" (Р) проставляется в том случае, если упомянутые в во­просе действия изредка выполняются (при благоприятном стечении обстоятельств).

6.  Отметка "Никогда" (Н) проставляется в том случае, если упомянутые в вопросе действия никогда не выполняются. Эта отметка может также проставлять­ся в том случае, если респондент не понимает сути вопроса или вообще не знаком с элементами КРА, к которым относится вопрос (например, если при ответах на вопросы по КРА "Управление конфигурацией ПО" респондент не имеет четкого представления о смысле управления конфигурацией).

7.  Отметка "Не используется" (НИ) проставляется в том случае, если рес­пондент знает о состоянии дел в организации и проекте, понимает вопрос, но считает, что постановка вопроса не применима к данному проекту. На уровне 2 СММ такая ситуация возможна только для КРА "Управление работой соисполнителя" (поскольку в условиях отсутствия соисполнителей проекта лишены смысла все во­просы, относящиеся к КРА "Управление работой соисполнителя"). Эта отметка не участвует в рейтинговом оценивании и используется только для корректировки расчетных формул.

Поле "Комментарий" используется для обоснования ответа на вопрос (на­пример, ссылки на действующие нормативно-методические и организационно-распорядительные документы, подтверждающие выполнение соответствующей ключевой процедуры).

5.2. Управление требованиями

Цель данного КРА состоит в формировании согласованного взгляда со сто­роны заказчика и исполнителя проекта на пользовательские (технические и не тех­нические) требования, которые должны быть реализованы в проекте ПО. Достиг­нутые соглашения образуют базис для оценивания, планирования, выполнения и контроля действий в ходе всего жизненного цикла проекта. При любом изменении системных требований в части, касающейся проекта ПО, выполняется корректи­ровка соответствующих планов, рабочих продуктов и действий с целью обеспече­ния их согласованности с обновленными требованиями.


5.3. Планирование проекта ПО

Цель данного КРА состоит в формировании обоснованных планов выполнения действий по разработке ПО и управления проектом ПО. Планирование проекта ПО предполагает определение оценок выполняемой работы, достижение необходимых соглашений и создание плана выполнения работы

5.4. Мониторинг проекта ПО

Цель данного КРА состоит в обеспечении надлежащего наблюдения за раз­витием проекта с целью принятия руководством адекватных корректирующих воз­действий при значительных отклонениях в выполнении проекта от планов ПО. Корректирующие воздействия могут заключаться в пересмотре плана разработки ПО для учета реальной ситуации, перепланировании оставшейся части работ или принятии мер по улучшению характеристик проекта. Мониторинг проекта предпо­лагает наблюдение за деятельностью и контроль результатов выполнения работ по отношению к предварительным оценкам, соглашениям и планам и настройку этих планов исходя из реальной ситуации и полученных результатов.