Министерство образования и науки РоссиЙской федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономической информатики
Курсовой проект
по дисциплине: «Базы данных»»
на тему: Проектирование базы данных Аптеки
Факультет: БИЗНЕСА
Группа: ФБИ-52
Студент: Финк Т.А.,
Румянский Д.А.
Преподаватель: Каржавых Л.В.
Новосибирск
2008
Содержание:
1. Описание предметной области. Постановка задачи.
2. Выбор средств/методологии проектирования. Выбор СУБД.
3. Построение концептуальной модели предметной области.
4. Проектирование логической структуры базы данных.
5. Проектирование физической структуры базы
6. Организация ввода данных в БД.
7. Организация корректировки БД.
8. Реализация запросов, получение отчетов.
9. Разработка интерфейса.
10. Реализация проекта в среде конкретной СУБД.
1. Описание предметной области. Постановка задачи.
Целью данного курсового проекта является проектирование базы данных Аптеки.
В качестве предметной области рассмотрим работу Аптеки, деятельность которой заключается в продаже лекарств покупателям. Этот процесс можно представить так: в аптеку приходит покупатель и узнает, есть ли в наличии необходимое ему лекарство. Он может просто спросить у аптекаря о наличии лекарства или предъявить ему рецепт, выписанный врачом. Аптекарь смотрит по базе данных имеется ли необходимое лекарство в наличии, его цену, количество, место хранения. Если лекарство имеется, то аптекарь идет на склад приносит лекарство и продает его покупателю. Если данного лекарства нет в наличии, аптекарь сообщает об этом покупателю.
Покупатель может заказать необходимое ему лекарство. Аптекарь формирует заказ, состоящий из нескольких наименований, и отдает его руководству (директору). Директор связывается с поставщиками и заказывает лекарства. Заказ осуществляется через факс или электронную почту. Необходимое лекарство поступает в аптеку в течение недели. Также предусмотрен льготный отпуск лекарств из аптеки по рецепту врача.
Регулярно ведется отчетность о количестве проданного лекарства, прибылях и убытках аптеки. Все отчеты поступают директору аптеки.
В работу аптеки вовлечены следующие группы людей – покупатели, поставщики, руководство (директор) и работники (аптекари, фармацевты, бухгалтер, грузчики). Из них первые три категории (покупатели, поставщики, руководство) – внешние объекты, которые включены в базу данных. База данных содержит информацию о поставщиках (название фирмы, адрес, какое лекарство поставляет и т.д.), чтобы можно было с ними быстро связаться и заказать необходимое лекарство. Информация о покупателях нужна для льготного отпуска лекарства из аптеки, регистрации количества проданного лекарства, его цене и т.д. Руководитель (директор) должен координировать работу персонала аптеки, связываться с поставщиками, отдавать распоряжения, рассматривать отчеты. Работники аптеки – внутренние объекты, которые имеют непосредственный доступ к базе данных и работают с ней. В базе данных также должны храниться личные данные (ФИО, адрес, телефон и т.д.) каждого работника. Аптекари и фармацевты должны продавать лекарство покупателям, производить льготный отпуск лекарства, давать советы покупателям и т.д. Бухгалтер должен составлять отчеты о прибылях и убытках, количестве проданного товара, выдавать заработную плату работникам, осуществлять расчеты с поставщиками и т.д.
Основной функцией аптеки является продажа необходимого лекарства покупателям.
Как уже отмечалось, пользователями базы данных аптеки являются: директор, бухгалтер, фармацевты, аптекари.
Выделим также основные функции, которые должна выполнять база данных:
§ хранить информацию о лекарствах;
§ хранить информацию о работниках и руководстве;
§ хранить информацию о поставщиках;
§ хранить информацию о покупателях;
§ хранить информацию о количестве проданного лекарства и его цене;
§ хранить информацию о поставках лекарства (количество, цена, дата поставки и т.д.) и т.д.
Состав файлов базы данных:
· файл базы данных работы с поставщиками (поставка лекарства);
· файл базы данных работы с покупателями (продажа лекарства);
Справочные файлы базы данных:
· информация о поставщиках;
· информация о лекарствах (наименование, количество и т.д.);
· информация о работниках и руководстве;
Операции с базой данных:
заполнение справочных файлов базы данных;
· редактирование файлов базы данных;
· ведение баз данных;
Запросы:
· количество проданного лекарства за определенный период времени;
· количество полученного лекарства от поставщиков за определенный период времени;
· любая информация по одному из покупателей;
· любая информация по одному из работников;
· любая информация о руководителе и т.д.
Определив основные функции, перейдем к построению DFD-диаграмм. Такие диаграммы показывают внешние по отношению к системе источники и приемники данных, логические функции (процессы) и группы элементов данных (потоки данных), накопители (хранилища) данных, к которым осуществляется доступ. Начальная DFD-диаграмма будет иметь звездообразный вид (рис. 1). В центре находится процесс 0-го уровня «Аптека», соединенный потоками данных с внешними объектами.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис.1. Начальная контекстная диаграмма
Уточним содержание потоков данных.
Информация от покупателя включает данные о покупателе и запрос на необходимое лекарство.
Рис.2. Информация от покупателей
Информация для покупателя включает ответ на запрос о нужном ему лекарстве (имеется в наличии или нет).
Информация от поставщиков включает данные о поставщиках (название фирмы, адрес, расчетный счет) и информацию о поставляемых лекарствах (количество, цена, т.д.).
Информация для поставщиков включает заказ необходимого лекарства, его количество.
Информация от руководства включает: запросы отчетов о прибылях и убытках за определенный период времени.
Информация для руководства включает все эти отчеты.
Каждый входной поток данных порожден каким-либо событием, а выходной поток данных является ответом (реакцией) системы. Составим список возможных событий.
Событие Реакция системы
Покупатель хочет купить лекарство Поиск лекарства
Изменение данных о лекарстве Регистрация изменений
Изменение данных о поставщике Регистрация изменений
Изменение данных о работниках Регистрация изменений
Изменение данных о руководстве Регистрация изменений
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.