Схемотехника современных магнитофонов, страница 5

В режиме записи НЧ сигналы подаются на входы предварительных усилителей записи (ПУЗ) - выводы 2 и 23. Коэффициенты их усиления могут изменяться с помощью схемы АРУ, регулирующее напряжение для которой вырабатывает детектор АРУ, соединенный с выходами оконечных каскадов усилителей записи (УЗ). Постоянная времени такого детектора определяется емкостью конденсатора С16. Коррекция АЧХ осуществляется в каскаде усиления (У) теми же RC-элементами, что и в режиме воспроизведения, то есть в этой части схемы тракт магнитофона совмещенный. С выводов 6 и 19 через конденсаторы С15 и С25 записываемые сигналы подаются на выводы 7 и 18, являющиеся входами оконечных усилителей записи. Выходные сигналы снимаются с выводов 8 и 17. Для слежения за перегрузкой этой цепи используется схема индикации, формирующая управляющее напряжение для светодиода VD1. В микросхеме также предусмотрены цепи, стабилизирующие напряжения питания и формирующие опорные напряжения.

Переключение режимов работы записи и воспроизведения осуществляется сигналом REC/PB, поступающим на вывод 16. Блокировка прохождения аудиосигналов через микросхему возможна при подаче на вывод 13 сигнала MUTE.

Для применения в двухкассетных магнитофонах интересна микросхема TDA1602 фирмы Philips, чья структурная схема приведена на рис. 3.26. Она содержит практически все необходимые узлы трактов записи и воспроизведения, генератор тока стирания/подмагничивания, а также схемы управления и питания.

Стереофонический тракт, входами которого являются выводы 34 и 38, а выходами - выводы 2 и 1, предназначен для работы в магнитофонной деке, применяемой только для воспроизведения фонограмм. В схеме возможно переключение параметров коррекции АЧХ при изменении скорости воспроизведения (сигнал LS/HS) и типа магнитной ленты (Fe/Cr). Внешние конденсаторы СП и С21 определяют вид АЧХ в области низких частот.

Остальная часть схемы используется в магнитофонной деке, способной как воспроизводить, так и записывать фонограммы. Тракты воспроизведения и записи разделены: усилители с входами 23 и 27 служат для решения первой задачи, а каскады схемы регулировки уровня, схемы коррекции и УЗ - для записи сигналов. В режиме воспроизведения по сигналу переключения режимов P/R выводы 25-27 и 25-23 размыкаются, и НЧ колебания с магнитных головок поступают через усилители на общие для обеих дек схемы коррекции (верхние на рис. 3.26).

В режиме записи, наоборот, электронными коммутаторами замыкаются выводы 25-27 и 25-23, тем самым отключаются усилители воспроизведения. Записываемые сигналы могут приходить как с внешних входов (выводы 6 и 3), так и с выходов УВ воспроизводящей деки. Для работы схемы АРУЗ с помощью амплитудных детекторов контролируется уровень сигналов на входах УЗ каналов. Постоянная времени цепи АРУЗ определяется элементами Cl, R1, подключенными к выводам 19 и 20. Полученное управляющее напряжение изменяет коэффициент передачи схемы регулировки уровня. Коррекция АЧХ тракта записи осуществляется внешними конденсаторами С12, С22 (ВЧ область) и С13, С23 (НЧ область). Постоянная времени корректирующих цепей меняется при ускоренной перезаписи (сигнал HS).

Встроенный генератор тока стирания/подмагничивания работает с использованием внешнего трансформатора Т1, подключаемого к выводам 16-18. Вывод 15 служит для регулировки выходного напряжения ГСП, а значит и тока подмагни-чивания, при смене типа магнитной ленты.

Внешние сигналы управления, определяющие режимы работы микросхемы, подаются на ее выводы 7 (блокировка звука S/M), 8 (тип магнитной ленты Fe/Cr), 9 (скорость ленты LS/HS) и 10 (воспроизведение/запись P/R) и обрабатываются специальной логической схемой управления и контроля.


Ручная и автоматическая регулировка уровня записи

Любая аудиоаппаратура (как любительская, так и профессиональная) не идеальна. Так или иначе, в звуковом тракте присутствуют различные помехи, а при передаче сигнала последний искажается. Хорошая аппаратура отличается от плохой лишь низким уровнем этих искажений и помех.

Идеальный звуковой тракт абсолютно линеен, то есть сигнал на входе точно соответствует сигналу на выходе. Но в реальных условиях такой точности достичь невозможно. В любых схемах сигнал на выходе немного отличается от входного. В таких случаях говорят, что звуковой тракт (звуковое устройство) привносит в звук нелинейные искажения.

Если у вас есть магнитофон с ручной регулировкой уровня записи, то вы можете услышать, как проявляют себя нелинейные искажения. При небольшом превышении уровня 0 дБ искажения практически не ощущаются. Если вы увеличите уровень записи, то звук начнет менять свой тембр. При еще большем увеличении в колонках появляются хрипы и явные искажения. Рис.1 иллюстрирует эти изменения сигнала.

Обычно производители указывают в спецификациях своих звуковых устройств величину коэффициента нелинейных искажений. Эта величина указывается для сигнала, уровень которого не превышает уровень 0 дБ, то есть не происходит перегрузки. Коэффициент нелинейных искажений показывает в процентах на сколько уровень чистого синусоидального сигнала с частотой 1000 Гц (не имеющего гармоник) больше уровня гармоник, добавляющихся к сигналу в результате нелинейности звукового тракта. В качестве ориентира можно дать такую цифру: мы не слышим нелинейные искажения, если их коэффициент не превышает 2-3%. У современной высококачественной аппаратуры коэффициент нелинейных искажений составляет десятые или сотые доли процента.