Исследование режимов работы генератора с внешним возбуждением: Методические указания по лабораторной работе, страница 2

В работе исследуется генератор с внешним возбуждением, собранный на транзисторе VTi (KT803) с параллельным питанием входной цепи и последовательным питанием выходной цепи (Рис. 3).

Сигнал возбуждения подается на базовый вход транзистора  от

генератора Г 3 - 47 через Вход XI. напряжение смещения подается с потенциометрачерез развязывающие цепи. нагрузкой активного

элемента (транзистора) является простая схема выхода с индуктивной связью (элементы схемы L и С), подключенная через переключатель  к

нагрузочным сопротивлениям. Переключателемпроизводится

изменение коэффициента включения коллектора транзистора к схеме выхода. Напряжение питания коллекторной цепи устанавливается резистором RK. Постоянные составляющие токов базыи коллектора  измеряются соответственно приборамиисоответственно. Форму импульсов тока коллектора можно наблюдать на осциллографе через его подключение к ВЫХ. 3 разъему Х4. Форму и амплитуду выходного напряжения можно наблюдать на ВЫХ. 1 и ВЫХ. 2 соответственно разъемах Х2 и ХЗ.

4.  Порядок проведения {забоды.

4.1  Ознакомиться   с   описанием   макета.   Подключить   к   макету
источник возбуждения  и  осциллограф.  Включить источник  возбуждения
(генератор Г 3 - 47) и осциллограф и дать им прогреться 10-15 минут.

4.2  Включить  макет  и  проверить  пределы  изменения   питающих
напряжений, зафиксировав их средние значения. Изменяя частоту внешнего
генератора Г 3 - 47 настроить его в резонанс с резонансной частотой


7

выходной цепи (элементы схемы конденсатор С и индуктивность L). Зафиксировать форму напряжения на одном из сопротивлений нагрузки RH.

4.3        Исследовать зависимость режима работы активного элемента,
формы импульсов тока и величины постоянных составляющих токов (базы,
коллектора) от напряжений на этих электродах.

Напряженность режима изменять:

а) напряжением возбуждения,

б) напряжением смещения,

в) напряжением питания.

В каждом случае изменять напряжение только на одном электроде,
причем два значения напряжения должны соответствовать недонапряженным
режимам, одно критическому, и по одному                 слабо- и сильно

перенапряженным режимам. Зафиксировать значения неизменяемых напряжений, для всех изменяемых напряжений значения токов занести в таблицы и для каждого случая изобразить в виде совмещенных графиков. Зафиксировать форму импульсов токов всех электродов.

4.4        Исследовать зависимость режима работы активного элемента,
формы импульсов и постоянных составляющих токов активного элемента от
степени связи активного элемента с нагрузкой, установив для его средней
величины критический режим. Зафиксировать значения всех напряжений,
зависимость постоянных составляющих токов от степени связи с нагрузкой
занести в таблицу и изобразить в виде совмещенных графиков, зарисовать
форму импульсов токов.

5. Методические указания

К п.4.2. Настройка звукового генератора производится по максимуму напряжения на ВЫХ. 1, который фиксируется осциллографом, подключенным к Х2. Необходимо следить, чтобы контур L/C был настроен на основную частоту, а не какую-либо высшую гармонику.

К п.4.3. Напряжение возбуждения измеряется прибором генератора Г 3 -47 при установке переключателя «сопротивление нагрузки» в положение «600 Ом».

Критический режим генератора определяется по форме импульса выходного тока, в котором только намечается провал. Следует проверять положение провала, он должен быть в средней части импульса. Если он сдвинут (что означает расстройку контура), то изменяя частоту напряжения возбуждения (или емкость конденсатора С) необходимо установить провал в среднюю часть импульса и только после этого производить измерения.

К п.п.4.2 и 4.3. Эпюры импульсов токов электродов должны быть совмещены во времени и расположены на графиках в местах соответствующих режимов с соблюдением соотношений амплитуд и углов отсечки. Графики должны сопровождаться объяснением хода кривых.


Приложение 1

Контрольные вопросы к первой части лабораторной работы № 1

1.  В чем отличие динамических характеристик от статических.

2.  Построить проходную динамическую характеристику по статическим.

3.  Построить выходную динамическую характеристику по статическим.

4.  Показать     на    динамических     характеристиках    области     отсечки,
недонапряженного, критического и перенапряженного режимов.

5.  Изобразить форму импульса выходного тока в HP и соответствующей ей
ДХ, указав на них характерные точки.

6.  Изобразить форму импульса выходного тока в слабо ПР и соответствующей ей
ДХ, указав на них характерные точки.

7.  Изобразить форму импульса выходного тока в сильно ПР и соответствующей
ей ДХ, указав на них характерные точки.

8.  Изобразить   совмещенные   эпюры   импульсов   выходного   тока   при  трех
различных напряжениях смещения, соответствующих HP, КП и ПР.

9.  Изобразить   совмещенные   эпюры   импульсов   выходного   тока   при  трех
различных значениях напряжения возбуждения, соответствующих HP, KP и ПР, при
0<90°.

10.  Изобразить   совмещенные   эпюры   импульсов   выходного   тока   при трех
различных значениях напряжения возбуждения, соответствующих HP KP и ПР, при
0=90°.

11.  Изобразить   совмещенные   эпюры   импульсов   выходного   тока   при  трех
различных значениях напряжения возбуждения, соответствующих HP, KP и ПР, при
0>90°.

12. Напряжения какого электрода управляет выходным током A3 в ПР?
13.Напряжение какого электрода управляет выходным током АЭ в HP.

14. Как объяснит провал в импульсе коллекторного тока.

15.  Показать    на    семействе    идеализированных    проходных    характеристик
напряжение отсечки.

16.  Чем  отличается  форма  импульса выходного тока  в  ПР  при  настроенной
(активной и расстроенной (комплексной) нагрузке? Объяснить почему.

17.  Что понимать под частотно-избирательной нагрузкой?

Литература

1.  Радиопередающие       устройства:        учебник       для        вузоь       /Л.А.Белов,
М.В.Благовещениский у др.; под ред. М.В.Благовещенского, Г.М.Уткина. - М.:
Радиосвязь, 1982г., с. 14-23.

2.  Радиопередающие устройства: учебник для вузов связи /Л.Е.Клягин, В.Б.Козырев и
др.; под ред. В.В.Шахгильдяна. - М.: Связь, 1980г., с. 11-25.

3.  С.А.Дробов, С.И.Бычков. Радиопередающие устройства. - М.: Сов. радио, 1969г ,
с. 35-38,56-59

4.  Курс лекций 2004 г. Лекции 1-3.


9

Контрольные вопросы к второй части лабораторной работы № 1

1. Какой режим транзистора наиболее оптимален для усиления мощности

в ГВВ.

   2.  Какие     электрические     параметры     транзистора         ограничивают максимальную мощность, отдаваемую в нагрузку.

3.  Как выбирается угол отсечки для усиления мощности в ГВВ.

4.  Как выбирается напряжение питания коллекторной цепи.

5.  Построить нагрузочные характеристики усилителя мощности.

6.  Как влияет амплитуда возбуждения на энергетические характеристики
ГВВ.

7.  Как влияет напряжения смещения на энергетические характеристики
ГВВ.

8.  Как влияет напряжения питания коллекторной цепи на энергетические
характеристики ГВВ.

9.  Объяснить настроечные характеристики усилителя мощности.

10.Как влияет температура нагрева транзистора на его режим работы.

Литература

1.  Радиопередающие    устройства:    учебник    для    вузов   /Л.А.Белов,
М.В.Благовещенский     и     др.;     по     ред.     М.В.Благовещенского,
Г.М.Уткина. -М.: Радио связь, 1982г., с. 14-23.

2.  Радиопередающие устройства: учебник для вузов связи /Л.Е.Клягин.
В.Б.Козырев и др.; под ред. В.В.Шахгильдяна. - М.: Связь, 1980г., с.
11-25.

3.  С.А.Дробов, С.И.Бычков. Радиопередающие устройства. - М.: Сов.
радио, 1969г., с.35-38, 56-59.

4.  Курс лекций, 2003 г., лекции. 4,5.