История естествознания
Античная эпоха (Древняя Греция)
Данная эпоха являет связь отдельных несистематизированных практических наблюдений с философскими домыслами. Прежде всего, людей интересует происхождение всего сущего, в итоге появляется множество теорий с указанием первопричины (первотолчка), чередующих материалистические и идеалистические точки зрения, отсюда – абстрактность и отвлеченность теорий того времени. В таблице приведены краткие сведения о различных античных теориях (их авторах, исторических периодах, научной ценности и т. д).
Период |
Имя ученого |
Первопричина |
Концепции |
Достижения |
Афоризмы |
VII – VI в.в. до н.э. |
Фалес из Милета 640-564 г.г. до н.э. Философ, физик, математик, астроном, купец. |
Вода |
Всё родилось от воды и обладает её свойствами жизни |
Электрические явления. (Притяжение тел под влиянием электромагнетизма). Автор нескольких геометрических теорем. |
|
VII – VI в.в. до н.э. |
Анаксимандр 640-547 г.г. до н.э. Милетская Школа. Трактат о природе. Ученик Фалеса |
Апейрон – абстрактное неопределенное первое вещество, породившее воздух и воду. |
Идея происхождения человека от «животного мира» - рыбы. |
||
VII – VI в.в. до н.э. |
Анаксимен Милетская Школа. Ученик Фалеса |
Воздух |
Воздух явился не только жизненным явлением, но и психическим явлением. Все вещи происходят из воздуха за счет сгущения и разряжения. |
||
VI – V в.в. до н.э. |
Гераклит 540 – 480 г.г. до н.э. |
Огонь |
Выбор огня мог быть предопределен. Народные представления о всемогуществе огня. |
1. Предпосылки для первого закона диалектики «Единство и борьба противоположностей» 2. Идея вечного движения 3. Единство Вселенной 4. Идея закономерности явлений 5. Относительность всего сущего |
Всё рождается через распри, борьбу двух начал. «Нельзя в ту же реку войти дважды» «Прекраснейшая из обезьян безобразна» |
V в. до н.э. |
Эмпедокл из Агрегента 490 – 430 г.г. до н.э. |
«Любовь и вражда». Огонь и вода. Земля и воздух (эфир.). |
Все вещи получаются в результате соединения в определенных пропорциях. Эти элементы не могут переходить друг в друга. |
Идея об эволюции живых существ. |
|
Vв. до н.э. |
Анаксагор из Клазомена |
Ум – сила, обуславливающая соединение и разделение элементарных частиц |
Основоположник атомистического материализма |
||
IVв. до н.э. |
Левкипп, Демокрит |
Атомы и пустота |
Атомистический материализм. Все тела состоят из атомов. Атомы не делимы, подвижны, отличаются по форме и положению в пространстве, что определяет их свойства вещей. |
Жизнь, смерть есть разложение и соединение атомов. |
|
IVв. до н.э. |
Гиппократ 460-370 г.г. до н.э. Врач |
Клятва Гиппократа. Результаты в области медицины |
|||
IV – III в. в. до н.э. |
Платон |
Бог |
Живой организм. Состоит из огня, воды, воздуха и земли в определенных пропорциях |
||
III в. до н.э. |
Аристотель 384 – 322 г.г. до н.э. |
Материя и Форма. Форма берется от Бога. |
Основатель Биологии. Закон Кореляи. Основы зоологии. Космология. Логические рассуждения о шаровидности Земли |
Природа не может направлять один и тот же материал в разные места |
|
III в. до н.э. |
Геофраст Ученик и друг Аристотеля. 372 – 287 г.г. до н.э. |
Форма материал. |
Он систематизирует все знания от Фалеса до Платона в 18 томах. Обнаружил в природе бесполезные части (атавизмы). |
||
III в. до н.э. |
Эпикур 341 – 270 г.г. до н.э. Основал философскую школу в Афинах в 306г. До н.э. |
Всё существующее есть результат движения, столкновения атомов |
«Живи уединенно». Цель жизни отсутствует. Страдания тела и духа, душевный покой. |
||
III в. до н.э. |
Архимед 287-212 г.г. до н.э. Механик, основатель гидростатики |
–– |
–– |
Вычисление площадей поверхности, определение числа «Пи», введение понятия центра тяжести, математический вывод законов рычага. Закон Архимеда |
Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю |
III в. до н.э. |
Евклид Математик |
–– |
–– |
Математический труд «Начала» (15 книг, свои достижения и труды других античных математиков). Метод аксиом. |
|
I в. до н.э. |
Лукреций 99 – 55 г.г. до н.э. |
В мире нет ничего кроме вечно существующего движения материи |
Всё состоит из атомов. Вселенная бесконечна и состоит из бесполезных миров. |
||
Неопредел. |
Пифагор Мыслитель, математик |
Число |
Число владеет вещами. Всё можно соотнести с цифрами |
Теорема Пифагора |
Число владеет вещами |
II – I в.в. до н.э. |
Клавдий Птолемей 90 – 168 г.г. до н.э. Математик, географ, астроном |
Был основоположником астрономической теории – геоцентрические системы |
Эпоха Средневековья
В эту эпоху философия тесно связана с теологией (наукой о Боге, богословием). Истина заключена в религиозных догмах. В Европе наблюдается застой науки, в то время как на Ближнем Востоке наступает ее расцвет. Известные ученые того времени – это Муххамед аль-Баттани (850-929 гг.), астроном, составивший новые астрономические таблицы, Ибн-Юнас (950-1009 гг.), достигший успехов в тригонометрии и сделавший немало ценных наблюдений солнечных и лунных затмений, Ибн-аль-Хайсам (965-1020 гг.), получивший известность своими работами в области оптики, Ибн-Рушд (1126-1198 гг.), выдающийся философ и естествоиспытатель. Арабская наука Средневековья достигла успехов и в химии. Практические испытания опровергли всепревращаемость (философский камень). Создались предпосылки для возникновения научной химии. Выявлено существование зависимости между свойствами и составом веществ.
Эпоха Возрождения
Эта эпоха характеризуется отходом от господства институтов инквизиции над наукой. Основной чертой того времени становится гуманизм. Поворот к изучению человека. Развитие зоологии, биологии, анатомии. Ключевой фигурой того времени считается Леонардо да Винчи, живописец, изобретатель, механик, естествоиспытатель.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.