Составление плана, конспекта: Методические рекомендации по дисциплине «Введение в специальность»

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

БАЛАКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА, КОНСПЕКТА

Методические рекомендации  по дисциплине

«Введение в специальность»

            для студентов специальности 210100

Одобрено

Редакционно-издательским советом

Балаковского института

Техники, технологии и управления

Балаково  2005


Цель методических рекомендаций: формирование у  студентов 1 курса умений и навыков составления плана и конспекта.

Для систематизации изучаемого материала, при его повторении и подготовке к экзамену составляется план.

В основном, знания первокурсников о составлении  плана и конспекта в большинстве случаев ограничиваются далеко не полным набором общих требований к плану и конспекту и практически не содержат конкретных ориентиров, на основе которых должны реализовываться эти требования. Поэтому, знания такого рода не позволяют учащимся адекватно оценить значение данных приемов работы с учебным материалом для его эффективного усвоения и многие первокурсники рассматривают составление плана и конспекта просто как внешнее, формальное требование со стороны преподавателя. 

Таким образом, одним из главных направлением специальной работы по формированию учебной деятельности студентов в системе обучения в ВУЗе является организация целенаправленного усвоения учащимися знаний о конкретных способах выполнения основных учебных действий. Эти знания должны наполнить конкретным содержанием те представления о структуре учебной деятельности, которые складываются у учащихся к началу обучения в высшей школе.

Одной из главных составляющих усвоения учебного материала является умение студентов-первокурсников выделять главное в содержании учебного материала, т. е. дифференциация главного и второстепенного. Значение данного умения закономерно повышается при переходе к обучению в высшей школе, где возрастает объем подлежащего усвоению материала, удельный вес самостоятельной работы с различными источниками, в том числе с оригинальными научными текстами, отсутствует жесткая регламентация и пошаговый контроль за процессом усвоения.

 Студенты-первокурсники  дифференцируют главное и второстепенное, ориентируясь в основном на формальные признаки тех элементов учебного материала, усвоение которых в наиболее явной форме контролируется в средней школе (правила, формулы, определения, формулировки или  их типичные формы) -тип ориентировки на общее положение, другой тип предпочтений -описательно-иллюстативный, в виде дат, отдельных фактов, примеров, исторический сведений. Поэтому согласованность требований, предъявляемых к знанию учащихся, выступает важнейшим условием формирования у них умения адекватно выделять главное в изучаемом материале.  Если содержательные основания этих требований не будут специально раскрыты учащимися, то их оценка значимости различных элементов материала будет осуществляться в основном на основе внешних признаков, через узнавание того, что может спросить преподаватель, но без понимания, почему необходимо это знать. Очевидно, что такая ориентировка не может обеспечить не только осознанное выполнение учебных действий, , но и практического владения ими в случае, если усваиваемый материал организован непривычным способом, когда в нем нет формальных признаков элементов и т. д.

Поэтому формирование умения выделять главное в учебном материале предполагает определенную ориентировку в логике науки, в структуре научного знания. Организация такой ориентировки студентов составляет одну из задач целенаправленного формирования учебной деятельности в ВУЗе.

  План-это краткая запись, отражающая опорные логические пункты, последовательность изложения и содержания книги, статьи.

План составляется по ходу чтения или после его окончания. План может быть обобщенным, в котором  выделяются лишь основные мысли, положения. В подробном плане могут приводиться выдержки из текста источника. Составление плана позволяет лучше уяснить построение прочитанного, способствует его запоминанию.

Конспект является наиболее распространенным видом записи. В переводе с латинского конспект -означает обзор. В конспекте в сжатом виде и связанно излагаются основные мысли прочитанного. Конспект может быть более и менее подробным. Но главное- понять мысль автора, ход изложения и, составив план изучаемого, освещать ответы на вопросы плана.

В текстуальных конспектах делают полные цитаты текста, которые наиболее полно отражают мысль автора. Цитаты должны дословно повторять текст первоисточника и сопровождаться указанием всех выходных данных статьи.

 В свободных конспектах изложение основных мыслей автора ведется своими словами. В свободных конспектах изложение основных мыслей ведется своими словами. Наиболее распространенной  формой записи является смешанный конспект, в котором часть выполнена из цитат текста, а другая изложена своими словами.

Существует тезисная форма ведения конспекта. Слово (тезис) в переводе с греческого означает (положение). Тезисная форма ведения конспекта является наиболее сложным видом записи, т.к. их составление требует от студента умения анализировать произведение. Чтобы сформулировать тезисы, необходимо дважды и более прочитать текст, продумать его, выразить своими словами. Эта форма записи требует формулировки законченных положений, это может быть обеспечено только полным пониманием текста. Во время чтения целесообразно делать различного рода вспомогательные записи, которые затем используются при составлении планов, конспектов или тезисов.

В записях выделяют основные сведения, главную мысль и  делают выводы  из  прочитанного. Записи должны быть четкими и аккуратными. На каждой странице нужно оставлять поля для заметок, каждый пункт должен быть пронумерован, и начинаться с красной строки, основные положения должны быть выделены сменой шрифта или цветом, формулы должны быть выделены из текста. Отдельные части конспекта должны иметь заголовки и подзаголовки.

Такое оформление записей позволит неоднократно пользоваться ими, не теряя время на поиск необходимого источника информации.

Конспект- это запись смысла, а не запись текста. ( по Л.Ф. Штернбергу). Это записка для себя, а не для произвольного читателя. Конспект должен облегчать запоминание материала, должен быть легко читаем и понятен автору.

Конспектирование фраз- это творческая работа, состоящая из определенных технических приемов. Именно здесь осуществляется структурирование текста.

В записях важно соблюдать последовательность, выделять темы и  подтемы, вопросы и подвопросы; использовать буквенную и цифровую нумерации, красную строку.

Поскольку конспект Вы делаете для себя, Вы вправе использовать любые удобные для Вас формы записи. Необходимо выработать свою технологию конспектирования. Для этого нужно по каждому предмету придумать собственную систему сокращений. Один из этих приемов состоит в том, чтобы  в процессе конспектирования не дописывать окончания слов или даже отдельные предложения, оставляя в конспекте место для их последующего дополнения. Сокращенные записи наиболее употребляемых слов и выражений можно делать по каждой теме. При конспектировании лекции нужно оставлять поля, чтобы записывать вопросы, которые возникают в процессе осмысления лекции. Искусство конспектирования заключается в умении делать записи сжато. Применять различные приемы сокращения, сохраняя при этом общую логическую линию лекции. Необходимо научиться конспектировать отдельные смысловые единицы лекции в виде сжатых и обобщенных формулировок, фиксировать самое основное, главное  в содержании воспринимаемого материала.

ЗАДАНИЯ

1)  По заданию преподавателя  составить план  предложенной технической статьи, последовательно осветив в нем основные логические пункты.

2)  По составленному плану составить смешанный конспект, возможно использование цитат текста.

СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Отчет оформляется на листах формата А 4 и содержит:

1.  Титульный лист.

2.  Цель работы.

3.  Название статьи

4.  План и смешанный конспект технической статьи, оформленные в виде таблицы. 

5.  Выводы о проделанной работе


              СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА, КОНСПЕКТА

Методические указания к самостоятельной работе по

курсу «Введение в специальность»

для студентов специальности 210100

Составили:

КАЛИНИНА  Анна Владимировна

Рецензкнт:

Корректор

Редактор

Подписано в печать

Формат 60х84 1/16

Бумага

Усл.песч.л. 1,25

Уч.изд.л.

Тираж 100 экз.

Заказ

Бесплатно

Саратовский государственный технический университет

410054, г.Саратов, ул.Политехническая, 77

Копипринтер БИИТиУ, 413840 г.Балаково, ул.Чапаева, 140

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
50 Kb
Скачали:
0