Проектирование привода к ленточному конвейеру по заданной схеме. Вариант 7, страница 3

вращающий момент на валу ведомого колеса Т3 = 491 Н·м;

передаточное число зубчатой цилиндрической передачи u2 = 4,5

2.1 Назначаю материал зубчатых колёс:

- для шестерни – сталь 40Х, улучшение , твёрдостью 270 НВ, для которой допустимое контактное напряжение [σк]2 = 555 МПа, допустимое напряжение при изгибе [σи]2 = 235 МПа  [1, табл.1],

- для колеса – сталь 40Х, нормализация, твёрдостью 235 НВ, для которой [σк]3 = 540 МПа,  [σи]3 = 225 МПа [1, табл.1].

Общее допустимое контактное напряжение для зубчатых колёс: в прямозубой передачи [σк] = [σк]3 = 540 МПа.

      2.2 Межосевое расстояние

 а = Ка·(u2 +1)·  = 49,5·(4,5+1)· = 153,13 мм, 

где Т3 = 491 · 103 Н·мм;

      [σк] = 540 МПа;

       Ка – числовой коэффициент

      для прямозубой передачи  Ка = 49,5

      ψва – коэффициент ширины венца зубчатого колеса

      ψва = 0,500 [1, табл.2]

      кβ = 1,07  [1, табл.3]

Полученное значение округляем по ГОСТу   а = 160  мм  [1, табл.4].

      2.3 Модуль зацепления передачи

         m = (0,01…0,02)·а = (0,01…0,02)·160 = 1,6…3,2 мм.                             (20)

Принимаем по ГОСТу   m = 2,5 мм   [1, табл.5].

        2.4 Число зубьев шестерни

                   z2 =   =  = 23,27                                        (21)

Принимаем z2 = 23

Число зубьев колеса

                              z3 = z2 · u2 = 23 · 4,5 = 103,5                                                  (22)  

Принимаем z= 104.   

    2.5  Назначаю угол наклона зуба:

для  прямозубой передачи β = 00

    2.6 Основные размеры шестерни и колеса

    Диаметры делительных окружностей

- для шестерни

                     d2  = m · z2/cosβ = 2,5·23/cos00 = 57,5 мм;                                    (23)

- для колеса

                    d3 = m·z3/cosβ = 2,5·104/cos00 = 260 мм.                                       (24)

   Диаметр выступов зубьев

- для шестерни

                    da2 = d2 + 2m = 57,5 + 2·2,5 = 62,5 мм;                                           (25)

- для колеса

                   da3 = d3 + 2m = 260 + 2 · 2,5 = 265 мм.                                            (26)

    Диаметр впадин зубьев

- для шестерни

              df2 = d2 – 2,5m = 57,5 – 2,5·2,5 = 51,25 мм;                                          (27)

- для колеса

              df3 = d3 – 2,5m = 260 – 2,5·2,5 = 253,75 мм.                                         (28)

   Ширина венца зубчатых колёс

- для колеса

                            b3 = ψва ·а = 0,500·160 = 80 мм;                                              (29)

-  для шестерни

                              b2 = b3 + 5 = 80 + 5 = 85 мм.                                                  (30)    

    2.7 Окружная скорость передачи

               v = π·d2 · n2 /60 = 3,14·0,0575·238,3/60 = 0,72 м/с                             (31)

где d2 = 57,5 мм =0,0575  м;

       n2 = 238,3 об/мин.

    2.8  Степень точности передачи в зависимости от окружной скорости и вида передачи

    S = 9 [1, табл.6]

     2.9 Проверочный расчёт передачи  на контактную прочность

                  σк = кz·  ≤ [σк] МПа,                                        (32)

где  Т3 = 491·103 Н·мм;

       d3 = 260 мм;

        кα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями:

       для прямозубой передачи  кα = 1;

       кz – коэффициент, учитывающий механические свойства зубчатых колёс:

      для прямозубых передач  кz = 487.

      σк =487·  = 503,43 МПа < [σк] = 540 МПа.

      2.10 Эквивалентное число зубьев для шестерни

- для шестерни

                                zv2 = z2 / cos3β = 23/1 = 23;                                                   (33)

- для колеса

                            zv3 = z3 / cos3β = 104/1 = 104.                                                   (34)

     2.11 Коэффициент формы зуба

- для шестерни   YF2 = 3,90 [1, табл.9];

- для колеса           YF3 = 3,60 [1, табл.9].

      2.12  Находим отношение

- для шестерни

                          [σu2] / YF2 = 235/3,90 = 60,26;                                                    (35)

- для колеса

                          [σu3] / YF3 = 225/3,60 = 62,5.

Расчёт на изгиб проводим для того колеса, у которого это отношение меньше.

       2.13 Проверочный расчёт на изгиб

                           σu2  =   ≤ [σu2],                                                 (36)

где  Yβ – коэффициент наклона зуба

для прямозубых колёс Yβ = 1;

Т2 = 115·103 Н·мм – вращающий момент на ведущем валу привода;

b2 =85 мм – ширина венца шестерни;

m = 2,5 мм – модуль зацепления передачи.

            σu2  =  = 78,55 МПа < [σu2] = 235 МПа.

     2.14 Конструктивные размеры ведомого зубчатого колеса

     Толщина зубчатого колеса

                     δ = (2,5 …4) ·m = (2,5…4)·2,5 = 6,25…10 мм                              (37)

Принимаем  δ = 8 мм.

    Толщина диска

                  с = (0,2…0,3)·b3 = (0,2…0,3)·80 = 16…24 = мм                             (38)

Принимаем   с = 20 мм. 

     Диаметр вала под зубчатым колесом

                    dв  ≥   =    = 46,14мм,                                      (39)

где Т2 = 491 · 103 Н·мм;

      [τк] = 25 МПа – допустимое напряжение при кручении.

Принимаем dв = 47 мм.

      Диаметр ступицы колеса

                     dст = 1,6·dв = 1,6·47= 75,2 мм = 75 мм.                                         (40)

      Длина ступицы колеса

                        Lст = b3 + 10 = 80 + 10 = 90 мм.                                                 (41)  Размер фаски под вал

n = 2,5 мм [1, табл.8].

 Размер фаски колеса

                       n1 = 0,5· m  = 0,5·2,5 = 1,25 мм.                                                   (42)

     Диаметр расположения облегчающих отверстий

      D0 = 0,5·(df3  - 4δ + dст) = 0,5·(253,75 - 4·8 + 75) = 147,575 мм                  (43)

Принимаем  D0 = 148 мм.

      Диаметр облегчающих отверстий

                     d= (D0 – dст )/4 = (148 -75)/4 = 18,25 мм.                                   (44)

Принимаем  d0 = 19 мм.

      Количество облегчающих отверстий  i = 4. Принимаю конструктивно.

                                            Литература

      1  Козлова С.Н. Детали машин: методические указания к  курсовому проектированию./ С.Н. Козлова. – Саратов: СГТУ, 1997. 

      2 Кузьмин А.В. и др. Расчёты деталей машин / А.В. Кузьмин. – Минск: Высшая школа, 1986.

     3 Чернилевский Д.В. Детали машин. Проектирование привод / Д.В. Чернилевский. – М.: Машиностроение, 2003.