Проектирование и расчёт привода технической системы. Задание № 8, вариант № 3, страница 2

2.4 Расчет шпонки на прочность

Шпонка рассчитывается на прочность при смятии:

Шпонка рассчитывается на прочность при смятии:  (6), где

 и lШ=Lст-10 (7),

где: σСМ-напряжение при смятии; dвала-диаметр вала двигателя; lР-рабочая длина шпонки; h-высота шпонки; t1-глубина паза в валу; lШ-длина шпонки;; [σсм]-допускаемое напряжение при смятии; T2- Момент вращения ведомого вала плоскоременной передачи;

Определим данные: dвала=31 мм [1, т. 5.1];   [σСМ]=60…100 МПа [из лек.]; 

Подставим известные значения в (7)→ (6)

lШ= Lст.-10мм=48-10=38 мм, округлим по ГОСТ lШ=40 мм [примечание к [1, т.4.1]]

и   σСМ=< 100 МПа

Найденное значение меньше допустимого

4 РАСЧЕТ ЗАКРЫТОЙ ЗУБЧАТОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ

Передача является цилиндрической прямозубой.

            4.1 Выбор материала шестерни и колеса

Шестерня [1, т. 11.6]

Марка стали                                                       40ХН, улучшение

Твердость                                                                              295НВ

Допускаемое контактное напряжение [σк]2                           540 МПа

Допускаемое напряжение изгиба [σи]2                                      270 МПа

Колесо [1, т. 11.6]

Марка стали                                                  40ХН, нормализация

Твердость                                                                             250 НВ

Допускаемое контактное напряжение [σк]3                           466 МПа

Допускаемое напряжение изгиба [σи]3                                      240 МПа

Общее  допускаемое контактное напряжение σк]=[σк]3=466 МПа

            4.2 Определение межцентрового расстояния

 (9)

Обозначения: a-межцентровое расстояние; Ка-числовой коэффициент; U-передаточное отношение зубчатой передачи; T3-крутящий момент на ведомом валу зубчатой передачи; kβ-коэффициент учитывающий распределение нагрузки по зубьям; [σк]-общее контактное напряжение; ψbа-коэффициент ширины колес.

Определим данные: Ka=49.5 [из лек.]; U=4 [из п. 1.1.5]; T3=512 Н*м [из п. 1.1.7]; kβ = =1.07 [1, т. 9.11]; ψba=0.5 [1, т. 9.1].

Примечание: kβ выбирался с учетом ψbd==

Обозначения: ψbd-относительная ширина колес.

Подставим известные значения в (9) 168 мм

Округлим по ГОСТ  а=180 мм [1, т. 9.2]

4.3 Модуль зацепления передачи

;    

Округлим по ГОСТ m=3 [1, т. 5].

4.4 Назначение числа зубьев шестерни и колеса

                 

  z3=z2*U=24*4=96.

Обозначения: z2-число зубьев шестерни; z3-число зубьев колеса.

4.5 Назначение угла наклона зубьев

Т.к. передача прямозубая β=00-угол наклона зуба.

4.6 Определим основные размеры шестерни и колеса

   1) Диаметр  делительных окружностей 

d2=m* z2 /cos β =3*24=72 мм

 d3=m*z2/cos β =3*96=288 мм

   2) Диаметр  выступов зубьев

da2=d2+2m=72+2*3=78 мм

da3=d3+2m=288+2*3=294 мм

   3) Диаметр впадин зубьев

df2=d2-2.5m=72-2.5*3=64.5 мм

 df3=d3-2.5m=288-2.5*3=280.5 мм

   4)Ширина венца зубчатых колес

b3ba*a=0.5*180=90 мм

 b2=b3+5мм=95 мм

Обозначения: d2-средний делительный диаметр шестерни; d3-средний делительный диаметр колеса; b2-ширина зубчатого венца шестерни; b3-ширина зубчатого венца колеса; ψba-коэффициент ширины колес.

4.7 Определение окружной скорости передачи

Окружная скорость находится по формуле =1.26 м/с

4.8 Назначение степени точности

Степень точности S=9 [1, т. 9.9], с учетом окружной скорости.

4.9  Проверочный расчет передачи на контактную прочность

(10),

где =487; =1; =1.07;                                                               

Обозначения: σк-расчетное контактное напряжение; T3-крутящий момент на ведомом валу зубчатой передачи; [σк]-допускаемое контактное напряжение; -коэффициент распределения нагрузки между зубьями; -коэффициент учитывающий распределение нагрузки по зубьям; d3-средний делительный диаметр колеса; b3-ширина зубчатого венца колеса; - коэффициент учитывающий механические свойства зубчатых колес.

МПа < 466 МПа

Найденное значение меньше допустимого.

4.10 Найдем эквивалентное число зубьев:

 zυ2=z2/cos3β=z2=24

 zυ3=z3/cos3β=z3=96

Обозначения: zυ2-эквивалентное число зубьев шестерни; zυ3-эквивалентное число зубьев колеса; z1-число зубьев шестерни; z2-число зубьев колеса; β-угол наклона зубьев;

4.11 Определим наименее прочное колесо передачи  по отношению [σи]/yF

Обозначения: yF-коэффициент формы зубьев; [σF]-напряжение изгиба.

Определим данные: yF2=3.9 [1, т. 9]; yF2=3.6 [1, т. 9];

и]2=270 МПа [из п. 3.1.1]; [σи]3=240 МПа [из п. 3.1.1].

Получим: [σи]2/yF2=270/3.9=69.2 МПа и [σи]3/yF3=240/3.6=66.66 МПа

Расчет ведем для шестерни, т.к. отношение имеет меньшее значение

4.12 Найдем расчетное напряжение изгиба:

 (12)

Обозначения: σи-расчетное напряжение изгиба; [σи]-допускаемое напряжение изгиба ; yF-коэффициент формы зуба; yβ-коэффициент наклона зубьев(для прямозубых колес yβ=1); T3- крутящий момент на ведомом валу закрытого цилиндрического зубчатого редуктора; b2-ширина зубчатого венца шестерни; m-модуль зацепления зубчатой передачи.

Найденное значение меньше допустимого.

4.13 Основные геометрические размеры передачи

4.13.1 Толщина зубчатого венца

; принимаем ;

4.16.2 Толщина диска

с=; принимаем

4.16.3 Диаметр вала:

;

Где Т3-крутящий момент на ведомом валу закрытого цилиндрического зубчатого редуктора; - допускаемое напряжение при кручении

Диаметр вала принимаем dв =                                         

4.16.4 Диаметр ступицы колеса

;

Где dв- диаметр  ведущего вала второй передачи.

4.16.5 Длина ступицы колеса

4.16.4 Фаска

 Фаска под вал n=3 мм,

 Фаска колеса .

Где m- нормальный модуль зубьев.

4.16.5 Диаметр расположения облегчающих отверстий

4.16.6 Диаметр облегчающих отверстий

4.16.6 Количество облегчающих отверстий

I=4

4.17.Выбор соединения  с валом по ГОСТ-23360-78

Возьмем соединение шпоночное призматическое. Справочные данные:

Ширина шпонки b [1, т.4.1]                                                  14 мм

Высота шпонки h [1, т.4.1]                                                      9мм

Глубина паза в валу t1 [1, т.4.1]                                           5.5 мм

Глубина паза во втулку t2 [1, т.4.1]                                     3.8 мм

4.17.1 Расчет шпонки на прочность

Шпонка рассчитывается на прочность при смятии:

Шпонка рассчитывается на прочность при смятии:  (9), где

lР=lШ-b (10) и lШ=Lст-10 (11),

где: σСМ-напряжение при смятии; dвала-диаметр вала двигателя; lР-рабочая длина шпонки; h-высота шпонки; t1-глубина паза в валу; lШ-длина шпонки;; [σсм]-допускаемое напряжение при смятии; T3-крутящий момент на ведомом валу закрытого цилиндрического зубчатого редуктора.

 Определим данные: dвала=47мм [1, т. 5.1];   [σСМ]=60…100 МПа [из лек.]; 

Подставим известные значения в (11)→(10)→ (9)  

 по ГОСТ lШ=90 мм [примечание к [1, т.4.1]]

lР=lШ-b=90-14=76 мм;

и   < 100 МПа

Найденное значение меньше допустимого

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Кузьмин А.В. Расчеты деталей машин: Справочное пособие.- 3-е изд. перераб. и. доп. –Минск.: Высшая школа, 1986.- 400 с.:ил.

2.  Козлова С.Н. Детали машин/методические указания к курсовому проектированию./Саратов: Ротапринт. СГТУ.1997.

3.   Чернавский С.А. и др. Курсовое проектирование деталей машин. М.: Машиностроение, 1988.

4.  Мовнин М.С. и др. Основы технической механики. Л.: Судостроение, 1969.

5.  Чернин И.М. и др. Расчеты деталей машин. Справочное пособие.- Минск: Высшая школа, 1978.

6.  Куклин Н.Г., Куклина Г.С., Житков В.К. Детали машин: Учебник для техникумов.- 5-ое изд., перераб. И доп. – М.: Илекса, 1999.- 392 с.:ил.