Материалы методического пособия отражают требования к оформлению курсовых работ (КР) и выпускных квалификационных работ (ВКР), представленные государственным образовательным стандартом направления подготовки «Социология» высшего профессионального образования1 и нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации.
Курсовая работа (курсовой проект) – текстово оформленный результат исследовательской работы студента, проводимой под контролем научного руководителя на 2-4 курсах очной университетской подготовки специалистов и на 2-3 курсе подготовки бакалавров. На 2-3 курсах подготовки специалистов и на 2 курсе подготовки бакалавров на зачет научному руководителю представляются обзорно-аналитические теоретические работы, а на 4 и 5 курсах подготовки специалистов и на 3-4-м бакалавров – теоретико-прикладные исследования.
Выпускная квалификационная работа специалиста должна представлять теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных проблем, решая которую студент-выпускник демонстрирует уровень необходимых знаний, практических навыков, позволяющих ему в будущей профессиональной деятельности самостоятельно решать производственные задачи.
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна включать, как теоретическую часть, в которой выпускник показывает знания основ теории по разрабатываемой проблеме, так и эмпирическую часть.
________________________
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040200 – «Социология» (бакалавр). Утв. приказом Минобрнауки РФ № 230 от 29.03.10.
1. Выбор темы исследования
Тема курсовой работы, как правило, определяется самим студентом, сообщающим научному руководителю о сфере своих интересов. Задача руководителя на младших курсах обучения – помочь сформулировать тему и ориентировочный план исследования, в соответствии с требованиями специальности.
Выбор темы – чрезвычайно важен и требует понимания перспективы. На каждом последующем курсе темы работ остаются преемственными, обнаруживая динамику - от обзорной аналитической к более специализированной теоретико-прикладной. Темы должны быть не только соответствующими специальности и актуальными, но также и «работать» в дальнейшем на выпускника, способствуя расширению его возможностей: от трудоустройства - до продолжения дипломного квалификационного исследования в аспирантуре. Поэтому следует не только самостоятельно хорошо подумать, но и посоветоваться с научным руководителем, какую тему в дальнейшем можно предъявлять в качестве собственного исследовательского мандата. Нередко тематика блестяще защищенной выпускной квалификационной работы, с проведенными исследованиями, оказывается для работодателя решающим фактором в принятии решения о трудоустройстве.
Тема должна быть сформулирована как исследовательская проблема, предполагающая разрешение во всех главах и параграфах работы. Этикеточные названия, не содержащие формулировки проблемы, которая будет разрешаться, - не допускаются. Также при определении названия темы необходимо избегать таких слов и словосочетаний, как: «некоторые проблемы», «анализ», «исследование» и «изучение», поскольку работа, по определению, является исследовательской.
Не рекомендуются темы, сформулированные с союзом «и», поскольку он свидетельствует о рядоположенности объединяемого, а не о проблеме для разрешения. В некоторых случаях, когда проблема не является в чистом виде социологической, после двоеточия допускается уточнение: «социологический аспект». В названии темы не допускаются придаточные конструкции. Оно должно быть предельно кратким и ёмким.
Основные требования к формулировке темы: соответствие специальности/направлению подготовки; проблемная формулировка; емкая краткая формулировка – по существу всех разделов; отсутствие точки, как и во всех заголовках.
2. Структура работы
Содержание исследования определяется избранной темой, целью и задачами исследования. Структура работы традиционна: введение; две главы, содержащие по два параграфа каждая; заключение; список литературы и приложение. Здесь также все формулировки разделов должны раскрывать отдельные аспекты заявленной темы и быть проблемно ориентированными. При просмотре оглавления должно быть ясно, какая задача разрешается в каждом параграфе. Курсовая работа представляет собой самостоятельное теоретическое изложение темы с элементами исследования или с собственным эмпирическим исследованием. В отношении стандартных требований предполагается, что студент уже овладел навыками самостоятельной работы над источниками и умеет их систематизировать и обобщать.
Если работа структурирована по главам и составляющим эти главы параграфам, глав не должно быть много (оптимальное количество для курсовой работы - две. Если параграфы не выделяются, то количество глав может быть увеличено до 3-4. Это требование подходит только для курсовой работы. В выпускной квалификационной работе обязательно выделять две главы, разделенные на параграфы.
Пример структуры ВКР:
Интернет в системе регионального университетского образования: социологический аспект
Введение
Глава 1. Теоретические основания изучения функций Интернет в образовательном процессе регионального университета
1.1. Роль Интернет в развитии социальных отношений
1.2. Практики использования образовательных Интернет-технологий
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.