Психология и педагогика. Психологические процессы. Личность. Психология и педагогика как науки. Изучение сущности и закономерностей развития психики человека и животных

Страницы работы

20 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Психология и педагогика. Психологические процессы. Личность

1. Психология и педагогика как науки

Психология

Педагогика

1. Определение

Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение, наука) имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека (ее житейское понимание). Отличие научной психологии от житейской – в том, как, на основе чего делаются заключения и выводы. Научная психология базируется на строгих, полученных в ходе специальных исследований и неоднократно проверенных фактах, которые логически систематизируются и объясняются в специальных научных теориях.

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение. Это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактор и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Общим между психологией и педагогикой является то, что обе науки отражают в себе такое понятие как личность. Психопедагогика выступает межпредметным направлением, в котором данные психологических теорий обучения и воспитания личности практически реализуются в ходе процессов обучения и воспитания, в результате чего делаются выводы как об эффективности применяемых педагогических методик, так и о закономерностях развития у детей психических процессов и способностей.

2. Предмет изучения

Изучение сущности и закономерностей развития психики человека и животных составляет предмет научной психологии.

Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования мышления и личностных свойств человека и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного учебно-воспитательного процесса.

3. Фундаментальные отрасли

Основной фундаментальной отраслью является общая психология. Этот раздел психологии изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и определяет ее методический аппарат.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

1) Общие основы;

2) Дидактика;

3) Теория воспитания;

4) Школоведение.

4. Прикладные отрасли

Прикладные отрасли психологии связаны с такими сферами практической деятельности, как образование, медицина, труд, управление и другие. Соответственно имеются такие отрасли, как возрастная и педагогическая психология, психодиагностика, медицинская психология, психология труда и инженерная психология, психология управления, юридическая психология и т.д.

Психопедагогика, история педагогики, преддошколъная и дошкольная педагогика, школьная педагогика, дефектология: сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика, педагогика высшей школы, частные методика преподавания различных предметов в учебных заведениях.

5. Специфические методы исследования

- моделирование – изучение искусственной модели изучаемого явления, когда прямое изучение недоступно или затруднено;

- метод анализа результатов деятельности человека (написанные рассказ или стихотворение, нарисованная картина и т.д.)

- метод анализа биографических данных (поступков и решений человека, его размышлений, зафиксированных в дневнике или продуктах творчества) и др.

- метод, основанный на изучении, теоретическом анализе и обобщении практической работы лучших школ и учителей;

- социологические методы исследования: рейтинг (метод исследования

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
133 Kb
Скачали:
0