Психология и педагогика. Психологические процессы. Личность
1. Психология и педагогика как науки
Психология |
Педагогика |
|
1. Определение |
||
Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение, наука) имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека (ее житейское понимание). Отличие научной психологии от житейской – в том, как, на основе чего делаются заключения и выводы. Научная психология базируется на строгих, полученных в ходе специальных исследований и неоднократно проверенных фактах, которые логически систематизируются и объясняются в специальных научных теориях. |
Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение. Это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактор и средства развития человека на протяжении всей его жизни. |
|
Общим между психологией и педагогикой является то, что обе науки отражают в себе такое понятие как личность. Психопедагогика выступает межпредметным направлением, в котором данные психологических теорий обучения и воспитания личности практически реализуются в ходе процессов обучения и воспитания, в результате чего делаются выводы как об эффективности применяемых педагогических методик, так и о закономерностях развития у детей психических процессов и способностей. |
||
2. Предмет изучения |
||
Изучение сущности и закономерностей развития психики человека и животных составляет предмет научной психологии. |
Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования мышления и личностных свойств человека и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного учебно-воспитательного процесса. |
|
3. Фундаментальные отрасли |
||
Основной фундаментальной отраслью является общая психология. Этот раздел психологии изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и определяет ее методический аппарат. |
Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела: 1) Общие основы; 2) Дидактика; 3) Теория воспитания; 4) Школоведение. |
|
4. Прикладные отрасли |
||
Прикладные отрасли психологии связаны с такими сферами практической деятельности, как образование, медицина, труд, управление и другие. Соответственно имеются такие отрасли, как возрастная и педагогическая психология, психодиагностика, медицинская психология, психология труда и инженерная психология, психология управления, юридическая психология и т.д. |
Психопедагогика, история педагогики, преддошколъная и дошкольная педагогика, школьная педагогика, дефектология: сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика, педагогика высшей школы, частные методика преподавания различных предметов в учебных заведениях. |
|
5. Специфические методы исследования |
||
- моделирование – изучение искусственной модели изучаемого явления, когда прямое изучение недоступно или затруднено; - метод анализа результатов деятельности человека (написанные рассказ или стихотворение, нарисованная картина и т.д.) - метод анализа биографических данных (поступков и решений человека, его размышлений, зафиксированных в дневнике или продуктах творчества) и др. |
- метод, основанный на изучении, теоретическом анализе и обобщении практической работы лучших школ и учителей; - социологические методы исследования: рейтинг (метод исследования |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.