ЗАДАНИЕ
на курсовое проектирование по
курсу «Металлорежущие станки»
Спроектировать коробку скоростей металлорежущего станка с техническими характеристиками, соответствующими номеру Вашего варианта (таблица 1).
Таблица 1.
| 
   Токарно-винторезные станки  | 
 |||||
| 
   № вари анта  | 
  
   Структурная формула  | 
  
   Знаменатель ряда φ  | 
  
   Диапазон регулирования Rn  | 
  
   Наибольший диаметр заготовки, устанавливаемый над станиной, мм  | 
  
   Дополнительные данные  | 
 
| 
   1.  | 
  
   Ра (1 + Рb) = 12  | 
  
   1,41  | 
  
   45  | 
  
   250  | 
  |
Оглавление
Введение 3
1 Определение режимов резания 4
2 Кинематический расчет 9
3Силовой расчет коробки скоростей 13
4 Расчет элементов коробки скоростей 15
5 Выбор конструкции шпинделя и его расчет 16
6. Расчет шпинделя на жесткость 19
Список литературы 21
![]()  | 
 
Введение
На станках токарной группы обрабатывают детали типа валов, дисков и втулок, осуществляя обтачивание наружных цилиндрических поверхностей, торцов и уступов, прорезание канавок и отрезку, растачивание отверстий (цилиндрических, конических и фасонных), обтачивание конических и фасонных поверхностей, сверление, зенкерование и развертывание отверстий, нарезание наружной и внутренней резьбы резцом, метчиком и плашкой, вихревое нарезание резьбы, накатывание рифленых поверхностей.
Главным движением, определяющим скорость резания, является вращение шпинделя, несущего заготовку. Оно осуществляется через 18-тиступенчатую коробку скоростей (проектируемый узел). При проектировании будем стремиться разработать конструкцию с максимально возможной точностью передаточных отношений и минимальными габаритами узла, применением, по возможности, наиболее дешёвых материалов, обеспечении ремонтоспособности и надёжности работы, простоты конструкции и эксплуатации.
1 Определение исходных данных для проектирования
Станок предназначен для точения цилиндрических поверхностей с максимальным диаметром Dmax=250 мм. В целях экономичного использования станка примем среднее расчетное значение Dmin = 50 мм, исходя из неравенства Dmax > Dmin (стр.106, [1]).
При определении
предельных скоростей резания предпочтительно принимать 
 для
чистовых работ, 
 - для черновых работ,
соответственно при минимальной подаче и глубине резания (чистовая обработка) и
максимальных подаче и глубине резания (черновая обработка).
В качестве материала при
наибольшей скорости резания принимаем серый чугун СЧ20 (НВ
190), материал режущей части резца
– твёрдый сплав ВК6, как наиболее прогрессивный в настоящее время материал по
сравнению с быстрорежущей сталью.
1.1 Обработка чугуна (черновая операция)
Инструмент: резец проходной упорный прямой с пластинами из твердого сплава с углом в плане 90º (стр.120, табл.7 [2]) ГОСТ 18879-73:
Принимаем минимальную глубину резания t=2 мм (стр.84 [1]).
Подача (стр.266, табл.11[2]) S=1,5 мм/об,
Скорость резания (стр.265 [2]):
, где по табл. 17, стр. 269
[2]:
=68,5; x=0; у=0,4; m=0,2.
Стойкость резца принимаем Т=60 мин (стр.268 [2]).
Коэффициент 
 (стр. 268 [2])
,где nv=1 (стр.262, табл.2 [2]), HB=190
;
=0,8 – табл.5, стр.263 [2] – поковка;
=1 – табл.6, стр.263 [2] – для ВК6;
;
.
Частота вращения шпинделя:
![]()
Принимаем 20 об/мин
Минутная подача
Sмч=nminч××Sч=20×1,5=30мм/мин;
1.2 Обработка чугуна (чистовая операция)
Инструмент: резец проходной упорный прямой с пластинами из твердого сплава с углом в плане 90º (стр.120, табл.7 [2]) ГОСТ 18879-73:
Принимаем минимальную глубину резания t=0,5 мм (стр.84 [1]).
Подача (стр.266, табл.11[2]) S=0,2 мм/об.
Скорость резания (стр.265 [2]):
, где по табл. 17, стр. 269
[2]:
=324; x=0,2; у=0,4; m=0,28.
Стойкость резца принимаем Т=40 мин (стр.268 [2]).
Коэффициент 
 (стр. 268 [2])
,где nv=1 (стр.262, табл.2 [2]), HB=190
;
=1 – табл.5, стр.263 [2] – обработка
поверхности без корки;
=1 – табл.6, стр.263 [2] – для ВК6;
;
.
Частота вращения шпинделя:
![]()
Принимаем 900 об/мин
Минутная подача
Sмч=nminч××Sч=900×0.2=180 мм/мин;
1.3 Обработка стали (черновая операция)
Инструмент: резец проходной упорный прямой с пластинами из твердого сплава с углом в плане 90º (стр.120, табл.7 [2]) ГОСТ 18879-73:
Принимаем минимальную глубину резания t=2 мм (стр.84 [1]).
Подача (стр.266, табл.11[2]) S=1,3 мм/об,
Скорость резания (стр.265 [2]):
, где по табл. 17, стр. 269
[2]:
=68,5; x=0; у=0,4; m=0,2.
Стойкость резца принимаем Т=60 мин (стр.268 [2]).
Коэффициент 
 (стр. 268 [2])
,где nv=1 (стр.262, табл.2 [2]), HB=190
;
=0,8 – табл.5, стр.263 [2] – поковка;
=1 – табл.6, стр.263 [2] – для ВК6;
;
![]()
Частота вращения шпинделя:
.
Принимаем 25 об/мин
Минутная подача
Sмч=nminч××Sч=25×1,3=32.5 мм/мин;
1.4 Обработка стали (чистовая операция)
Инструмент: резец проходной упорный прямой с пластинами из твердого сплава с углом в плане 90º (стр.120, табл.7 [2]) ГОСТ 18879-73:
Принимаем минимальную глубину резания t=0,5 мм (стр.93 [1]).
Подача (стр.266, табл.11[2]) S=0,8 мм/об.
Скорость резания (стр.265 [2]):
, где по табл. 17, стр. 269
[2]: 
=324; x=0,2; у=0,4; m=0,28.
Стойкость резца принимаем Т=40 мин (стр.268 [2]).
Коэффициент 
 (стр. 268 [2])
,где nv=1 (стр.262, табл.2 [2]), HB=190
;
=1 – табл.5, стр.263 [2] – обработка
поверхности без корки;
=1 – табл.6, стр.263 [2] – для ВК6;
;
![]()
Частота вращения шпинделя:
.
Принимаем 500 об/мин
Минутная подача
Sмч=nminч××Sч=500×0.8=400 мм/мин;
Определение мощности электродвигателя.
Мощности двигателя 
,
кВт определяется по формуле: 
, где 
 - эффективная
мощность, кВт;
-
коэффициент перегрузки электродвигателя; 
;
-
КПД привода главного движения; 
.
![]()
Привод главного движения и привод подач обслуживает один двигатель.
| 
   Nэд = Nэд(гл) + Nэд(под);  | 
  
Nэд(под) = (0,03…0,05) · Nэд(гл)
Nэд(под) = 0,03 · 4,3 = 0,129 кВт.
Nэд =0,129 + 4,58 = 4,71 кВт.
Принимаем за исходный параметр минимальное значение подачи Smin =30мм/мин.
Тогда максимальное значение подачи:
мм/об
Из геометрического ряда предпочтительных чисел[1, с. 180] принимаем стандартные значения Smin=31.5мм/мин;Smax=224мм/мин
Т. о. исходные данные для проектирования:
j = 1,12;z = 18; dmax=360мм;Smin=31.5мм/мин;Smax=224мм/мин.
2.Кинематический расчет.
2.1. Построение структурной сетки.
Структурная формула будет иметь вид:
Ра (1 + Рb) = 12
Строим график структурной сетки (рис.1).
Из структурной сетки получаем следующие соотношения для передаточных чисел:
I1*i2=φ8=2.48
I3*i4*i5*i6=φ2=1.25
I7*i8=φ1=1.12
0.25≤φ≤2
Φ-24≤i≤φ12
2.2. Построение графика чисел оборотов:
;
;
.

Рисунок 1 – Структурная сетка
В соответствии с полученными соотношениями строим график чисел оборотов (рис.2.), промежуточные значения чисел оборотов – из геометрического ряда.
Принимаем
электродвигатель с синхронной частотой вращения 
;
Асинхронная частота вращения (табл. 24.8, стр. 377 [5]): 
.
Тогда передаточное отношение:
;

Рис. 2. График чисел оборотов.
2.3. Определение числа зубьев зубчатых колес.
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   1  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   1  | 
  
   
  | 
  
   1,589  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   112  | 
  
   101  | 
  
   102  | 
  
   101  | 
 |||||
2.4. Определяем действительное значение частот вращения шпинделя с учетом конкретных чисел зубьев колес на каждом валу и сравниваем со стандартными значениями.
Отклонение действительных величин не должно превышать
;
Расчет ведем по формуле:
, где 
.
;
![]()
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
| 
   Частота вращения, об/мин  | 
  
   Отклонение  | 
 |||
| 
  
   Табличная (n  | 
  
  
   Действительная (n  | 
  
   Абсолютное ∆n=n  | 
  
   Относительное 
  | 
 |
| 
   1  | 
  
   63  | 
  
   63,08  | 
  
   0,08  | 
  
   0,13  | 
 
| 
   2  | 
  
   80  | 
  
   78,19  | 
  
   -1,81  | 
  
   -1,75  | 
 
| 
   3  | 
  
   100  | 
  
   99,88  | 
  
   -0,12  | 
  
   -0,12  | 
 
| 
   4  | 
  
   125  | 
  
   124,3  | 
  
   -0,7  | 
  
   -0,56  | 
 
| 
   5  | 
  
   160  | 
  
   158,78  | 
  
   -1,22  | 
  
   0,7625  | 
 
| 
   6  | 
  
   200  | 
  
   196,817  | 
  
   -3,183  | 
  
   -1,59  | 
 
| 
   7  | 
  
   250  | 
  
   251,429  | 
  
   1,429  | 
  
   0,57  | 
 
| 
   8  | 
  
   315  | 
  
   312,89  | 
  
   -2,11  | 
  
   -0,67  | 
 
| 
   9  | 
  
   400  | 
  
   406,12  | 
  
   6,12  | 
  
   1,53  | 
 
| 
   10  | 
  
   500  | 
  
   503,4  | 
  
   3,4  | 
  
   0,68  | 
 
| 
   11  | 
  
   630  | 
  
   643,1  | 
  
   13,1  | 
  
   2,08  | 
 
| 
   12  | 
  
   800  | 
  
   800,29  | 
  
   0,29  | 
  
   0,04  | 
 
| 
   13  | 
  
   1000  | 
  
   1022,3  | 
  
   22,3  | 
  
   2,23  | 
 
| 
   14  | 
  
   1250  | 
  
   1267,2  | 
  
   17,2  | 
  
   1,38  | 
 
| 
   15  | 
  
   1600  | 
  
   1618,8  | 
  
   18,8  | 
  
   1,175  | 
 
| 
   16  | 
  
   2000  | 
  
   2014,523  | 
  
   14,523  | 
  
   0,73  | 
 
Выбираем
кинематическую схему
3. Силовой расчет коробки скоростей.
3.1. Определим КПД привода:
  (стр. 334 [6]);
;
3.2. Выбор электродвигателя.
Требуемая мощность электродвигателя:
;
Выбираем асинхронный двигатель исполнения IM
3081 типа 4А132М2УЗ (закрытый, обдуваемый, с синхронной частотой вращения 
, мощностью 11кВт), (стр. 337,
табл.24.8 [5]);
3.3. Определяем фактическую частоту вращения каждого вала.
В коробке скоростей универсальных станков в качестве
расчетного числа оборотов берут не 
 , а расчетную:
, где 
- диапазон регулирования;
.
Принимаем 
.
Тогда по графику (рис.2) частота вращения каждого вала составляет:
;
;
;
;
.
3.4. Определяем мощность на каждом валу:
, где 
- КПД передач, подшипников.
;
;
;
;
.
3.5. Определяем крутящий момент на каждом валу (стр. 237 [7]):
, 
;
;
;
;
.
3.6. Определяем модуль зубчатых зацеплений:
;
;
;
;
; 
;
;
;
.
4 Расчет элементов коробки скоростей.
4.1 Расчет геометрических параметров зубчатых колес.
- 
;                    
;
 - 
;                   
;     
.
 - 
;                  
;
| 
   in  | 
  
   №  | 
  
   m,мм  | 
  
   Z  | 
  
   d,мм  | 
  
   da,мм  | 
  
   df,мм  | 
  
   a,мм  | 
 
| 
   i0  | 
  
   1  | 
  
   2  | 
  
   34  | 
  
   68  | 
  
   78  | 
  
   63  | 
  
   112  | 
 
| 
   2  | 
  
   78  | 
  
   156  | 
  
   160  | 
  
   151  | 
 |||
| 
   i0  | 
  
   3  | 
  
  
  
  
  
   3  | 
  
   51  | 
  
   153  | 
  
   159  | 
  
   145,5  | 
  
  
  
  
  
   152  | 
 
| 
   4  | 
  
   51  | 
  
   153  | 
  
   159  | 
  
   145,5  | 
 |||
| 
   i0  | 
  
   5  | 
  
   45  | 
  
   135  | 
  
   141  | 
  
   127,5  | 
 ||
| 
   6  | 
  
   56  | 
  
   168  | 
  
   173  | 
  
   160,5  | 
 |||
| 
   i0  | 
  
   7  | 
  
   39  | 
  
   117  | 
  
   123  | 
  
   109,5  | 
 ||
| 
   8  | 
  
   62  | 
  
   186  | 
  
   195  | 
  
   178,5  | 
 |||
| 
   i0  | 
  
   9  | 
  
   34  | 
  
   102  | 
  
   108  | 
  
   94,5  | 
 ||
| 
   10  | 
  
   67  | 
  
   201  | 
  
   207  | 
  
   193,5  | 
 |||
| 
   i0  | 
  
   11  | 
  
   51  | 
  
   153  | 
  
   159  | 
  
   145,5  | 
  
  
   153  | 
 |
| 
   12  | 
  
   51  | 
  
   153  | 
  
   159  | 
  
   145,5  | 
 |||
| 
   i0  | 
  
   13  | 
  
   29  | 
  
   87  | 
  
   93  | 
  
   79,5  | 
 ||
| 
   14  | 
  
   73  | 
  
   219  | 
  
   235  | 
  
   211,5  | 
 |||
| 
   i0  | 
  
   15  | 
  
  
   5  | 
  
   62  | 
  
   310  | 
  
   310  | 
  
   297,5  | 
  
  
   252,5  | 
 
| 
   16  | 
  
   39  | 
  
   195  | 
  
   205  | 
  
   182,5  | 
 |||
| 
   i0  | 
  
   17  | 
  
   20  | 
  
   100  | 
  
   110  | 
  
   87,5  | 
 ||
| 
   18  | 
  
   81  | 
  
   405  | 
  
   415  | 
  
   392,5  | 
 
Степень точности колес определяется в зависимости от назначения. Принимаем степень точности 7. Материал колёс – сталь 20Х.
4.2. Предварительный расчет диаметров валов.
Диаметр вала определяется из условия прочности на кручение при пониженных допускаемых напряжениях:
, где T –
крутящий момент ;
- допускаемое условное
напряжение на кручение.
 для
промежуточных валов:
 для входного и выходного
валов.
Тогда
, принимаем 
;
, принимаем 
;
, принимаем 
;
, принимаем 
;
, принимаем
![]()
5. Выбор конструкции шпинделя и его расчет.
Конструкция шпинделя выбирается конструктивно.
5.1. Подбор и расчет подшипников шпинделя.
Критерием  подбора подшипников служит неравенство
(стр. 427[10]): 
, где 
- требуемая величина динамической
грузоподъемности; 
- табличные значения
динамической грузоподъемности выбранного подшипника.
, где 
- приведенная нагрузка подшипника; 
- угловая скорость, об/мин; 
- долговечность подшипника (
); 
- коэффициент, зависящий от формы
кривой консольной усталости.
В данном случае схема установки подшипников выполнена
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.