Финансирование высшего образования в Федеративной Республике Германия. Финансирование как метод управления высшим образованием. Принципы, цели и задачи финансирования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

несмотря на многочисленные протесты по этому поводу, плата за обучение все же поэтапно вводится (в виде оплаты за дополнительные курсы, перевод студента на следующий семестр и т.д.) или же уже введена на отдельных территориях страны.

4. Финансирование вузов, основанное на результатах их работы.

Необходимо применять ориентированные на вложения и на отдачу показатели, и правительство земли всячески поощряет вузы разрабатывать экспериментальные методы внутреннего распределения ресурсов в зависимости от показателей качества, гарантирующие при этом обеспечение минимально требуемого уровня поддержки и оснащенности всех областей преподавания и исследований.

В связи с внедрением механизмов распределения финансов на преподавание и исследования в зависимости от уровня успешности работы вуза необходимо определить подходящие показатели качества и успешности. Министерство земли и вузы в тесном взаимодействии осуществляют ряд экспериментальных (пилотных) проектов в этом направлении. Изначально использовался единственный показатель – численность выпускников. Затем были добавлены такие показатели, как дополнительные исследовательские поступления и количество защищенных диссертаций (для университетов). Для бюджетного года были добавлены еще два показателя – численность студентов первой фазы обучения (с первого по четвертый семестры) и численность ставок научного персонала.

В 2003 году этим пяти показателям присваивались следующие весовые коэффициенты:

• количество выпускников имеет вес 35% для университетов и 50% для высших профессиональных учебных заведений, которые в настоящее время официально принято называть университетами прикладных наук (Fachhochschulen);

• дополнительные исследовательские поступления – 20% для университетов и 10% для Fachhochschulen;

• студенты первых двух курсов – 20% для университетов и 25% для Fachhochschulen;

• количество диссертаций в университетах учитывается с весом 5%;

• количество ставок научного персонала имеет весовой коэффициент 20% для университетов и 15% для Fachhochschulen [14].

Кроме того, при учете количество выпускников продолжительность их обучения принимается во внимание таким образом, что выпускникам, окончившим курс быстрее, присваивается больший весовой коэффициент.

Подбор и весовые значения показателей наглядно свидетельствуют о стремлении правительства земли содействовать повышению качества преподавания [14].

Любая модель высшего образования, выбранная как оптимальная, будет отвечать своим задачам только если механизм финансирования окажется соответствующим данной модели и достаточным [8]. Каждая страна определяет для себя несколько механизмов финансирования (приложение). Так как в Германии механизмы финансирования определяются региональными органами управления, то, соответственно, нельзя утверждать об однозначности выбранного механизма и, как следствие, о единой модели финансирования. Однако, рассмотрев присущие Германии в той или иной мере модели финансирования высшего образования и основные показатели, характеризующие целесообразность субсидирования, можно сделать вывод о том, что применение модели, основанной на результатах работы вузов, показывает наибольшую эффективность. Использование данной схемы  раскрывает финансирование как мощный инструмент  управления высшим образованием в целом, т.к.  власти в лице федерального Министерства или министерств образования земель мотивируют вузы к отличной работе, к повышению показателей их деятельности, а, следовательно, к конкурентной борьбе, которая всегда является стимулом к развитию не только конкретного вуза в частности, но и репутации системы образования страны в целом.

ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ И ПРОЦЕДУРЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

2.1. Процедуры государственного финансирования

 высшего образования

Объем государственного финансирования образования – это один из главных показателей, характеризующих политику той или иной страны. Но при этом также имеет место финансирование из частных и международных источников (таблица).

Таблица

Расходы на образование по источникам финансирования

 в развитых странах мира в 2008г. [21]

Страна

Государственные источники

Частные источники

Международные источники

Среднее и послесреднее нетретичное

Третичное

Все уровни

Третичное

Все уровни

США

2.0

1.0

2.7

2.2

Япония

1.3

0.5

1.6

1.0

Германия

2.1

0.9

0.7

0.2

Франция

2.5

1.1

0.5

0.2

Великобритания

1.8

0.5

1.8

0.8

0.1

Италия

1.9

0.6

0.4

0.3

Канада

1.6

Нидерланды

2.0

1.2

0.9

0.4

Казахстан

0.4

0.8

0.5

Швеция

2.4

1.3

2.7

2.2

0.1

Из приведенной таблицы видно, что в странах с устойчивой и  сильной ролью государства в общественной жизни  преобладает сеть государственных источников финансирования, а доля частных средств, привлекаемых для финансирования образования, относительно невелика.

В системе государственного устройства Германии образование отнесено к ведению правительств земель,  которые обладают полной автономией в вопросах развития системы образования и управления деятельностью учебных заведений, находящихся в их юрисдикции,  они же главным образом финансово обеспечивают развитие университетов.  Кроме государственных средств, высшие учебные заведения используют средства научно-исследовательских обществ, частных фондов и т.п. [13].

Процедура государственного финансирования в ФРГ состоит из нескольких этапов. Вначале вуз уведомляет правительство земли о своих финансовых потребностях в виде заявки, которая включается в бюджет. Полный бюджет соответствующего министерства обсуждается с другими министерствами, и по результатам обсуждения составляются предложения по бюджету, которые правительство земли предоставляет на одобрение ее парламента. После того как парламент одобрит бюджет, средства распределяются и тратятся в соответствии с потребностями каждого вуза, но под наблюдением правительства земли. Этот процесс зачастую замедляется и прерывается, Министерство

Похожие материалы

Информация о работе