несмотря на многочисленные протесты по этому поводу, плата за обучение все же поэтапно вводится (в виде оплаты за дополнительные курсы, перевод студента на следующий семестр и т.д.) или же уже введена на отдельных территориях страны.
4. Финансирование вузов, основанное на результатах их работы.
Необходимо применять ориентированные на вложения и на отдачу показатели, и правительство земли всячески поощряет вузы разрабатывать экспериментальные методы внутреннего распределения ресурсов в зависимости от показателей качества, гарантирующие при этом обеспечение минимально требуемого уровня поддержки и оснащенности всех областей преподавания и исследований.
В связи с внедрением механизмов распределения финансов на преподавание и исследования в зависимости от уровня успешности работы вуза необходимо определить подходящие показатели качества и успешности. Министерство земли и вузы в тесном взаимодействии осуществляют ряд экспериментальных (пилотных) проектов в этом направлении. Изначально использовался единственный показатель – численность выпускников. Затем были добавлены такие показатели, как дополнительные исследовательские поступления и количество защищенных диссертаций (для университетов). Для бюджетного года были добавлены еще два показателя – численность студентов первой фазы обучения (с первого по четвертый семестры) и численность ставок научного персонала.
В 2003 году этим пяти показателям присваивались следующие весовые коэффициенты:
• количество выпускников имеет вес 35% для университетов и 50% для высших профессиональных учебных заведений, которые в настоящее время официально принято называть университетами прикладных наук (Fachhochschulen);
• дополнительные исследовательские поступления – 20% для университетов и 10% для Fachhochschulen;
• студенты первых двух курсов – 20% для университетов и 25% для Fachhochschulen;
• количество диссертаций в университетах учитывается с весом 5%;
• количество ставок научного персонала имеет весовой коэффициент 20% для университетов и 15% для Fachhochschulen [14].
Кроме того, при учете количество выпускников продолжительность их обучения принимается во внимание таким образом, что выпускникам, окончившим курс быстрее, присваивается больший весовой коэффициент.
Подбор и весовые значения показателей наглядно свидетельствуют о стремлении правительства земли содействовать повышению качества преподавания [14].
Любая модель высшего образования, выбранная как оптимальная, будет отвечать своим задачам только если механизм финансирования окажется соответствующим данной модели и достаточным [8]. Каждая страна определяет для себя несколько механизмов финансирования (приложение). Так как в Германии механизмы финансирования определяются региональными органами управления, то, соответственно, нельзя утверждать об однозначности выбранного механизма и, как следствие, о единой модели финансирования. Однако, рассмотрев присущие Германии в той или иной мере модели финансирования высшего образования и основные показатели, характеризующие целесообразность субсидирования, можно сделать вывод о том, что применение модели, основанной на результатах работы вузов, показывает наибольшую эффективность. Использование данной схемы раскрывает финансирование как мощный инструмент управления высшим образованием в целом, т.к. власти в лице федерального Министерства или министерств образования земель мотивируют вузы к отличной работе, к повышению показателей их деятельности, а, следовательно, к конкурентной борьбе, которая всегда является стимулом к развитию не только конкретного вуза в частности, но и репутации системы образования страны в целом.
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ И ПРОЦЕДУРЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
2.1. Процедуры государственного финансирования
высшего образования
Объем государственного финансирования образования – это один из главных показателей, характеризующих политику той или иной страны. Но при этом также имеет место финансирование из частных и международных источников (таблица).
Таблица
Расходы на образование по источникам финансирования
в развитых странах мира в 2008г. [21]
Страна |
Государственные источники |
Частные источники |
Международные источники |
||
Среднее и послесреднее нетретичное |
Третичное |
Все уровни |
Третичное |
Все уровни |
|
США |
2.0 |
1.0 |
2.7 |
2.2 |
… |
Япония |
1.3 |
0.5 |
1.6 |
1.0 |
… |
Германия |
2.1 |
0.9 |
0.7 |
0.2 |
… |
Франция |
2.5 |
1.1 |
0.5 |
0.2 |
… |
Великобритания |
1.8 |
0.5 |
1.8 |
0.8 |
0.1 |
Италия |
1.9 |
0.6 |
0.4 |
0.3 |
… |
Канада |
… |
… |
1.6 |
… |
… |
Нидерланды |
2.0 |
1.2 |
0.9 |
0.4 |
… |
Казахстан |
… |
0.4 |
0.8 |
0.5 |
… |
Швеция |
2.4 |
1.3 |
2.7 |
2.2 |
0.1 |
Из приведенной таблицы видно, что в странах с устойчивой и сильной ролью государства в общественной жизни преобладает сеть государственных источников финансирования, а доля частных средств, привлекаемых для финансирования образования, относительно невелика.
В системе государственного устройства Германии образование отнесено к ведению правительств земель, которые обладают полной автономией в вопросах развития системы образования и управления деятельностью учебных заведений, находящихся в их юрисдикции, они же главным образом финансово обеспечивают развитие университетов. Кроме государственных средств, высшие учебные заведения используют средства научно-исследовательских обществ, частных фондов и т.п. [13].
Процедура государственного финансирования в ФРГ состоит из нескольких этапов. Вначале вуз уведомляет правительство земли о своих финансовых потребностях в виде заявки, которая включается в бюджет. Полный бюджет соответствующего министерства обсуждается с другими министерствами, и по результатам обсуждения составляются предложения по бюджету, которые правительство земли предоставляет на одобрение ее парламента. После того как парламент одобрит бюджет, средства распределяются и тратятся в соответствии с потребностями каждого вуза, но под наблюдением правительства земли. Этот процесс зачастую замедляется и прерывается, Министерство
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.