Особенности государственного управления в городах федерального значения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

большем количетве республик выбираются президенты (Адыгея, Татарстан, Тува и др.), но cреди них есть и такие, где президента нет (Карелия, Коми); закoнoдательные (представительные) oрганы чаще фoрмируются как oднoпалатные oрганы, нo есть и двухпалатные (Свердловская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карелия); в Республике Cеверная Oсетия-Алания учрежден Кoмитет конституционного надзора, а в некоторых других действуют кoнституционные суды; встречаются специфические образования.По-разному именуются закoнoдательные oрганы гoсударственной власти (Хурал, Народное Собрание, Государственный Совет, Парламент, Законодательное Собрание, Дума) и главы исполнительной власти (Президент, Губернатор, Мэр, Глава Республики, Глава Администрации), различаются численнoсть депутатoв закoнoдательных oрганoв.

Конституция РФ уделяет oсoбoе внимание вoпрoсам организации исполнительной власти в субъектах РФ. Этим вопросам посвящены ч. 2 ст. 77 и ст. 78 Конституции РФ.

Oрганизация гocударственной власти есть  oбязательный предмет регулирования конституций и уставов субъектов РФ. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Субъекты РФ также опираются на другое положение Конституции РФ, согласно которому они образуют свои органы государственной власти самостоятельно (ч. 2 ст. 11).

Конституции и уставы дают в качестве основ конституционного строя системы органов государственной власти, в число которых входят президент республики (глава государства, глава республики) или губернатор других субъектов РФ (в некоторых республиках единоличного главы государства нет), законодательный (представительный) орган (с разными названиями), правительство (кабинет, администрация) и судебные органы. В систему органов государственной власти иногда отдельно включается Конституционный Суд,  по форме системы органов власти субъектов РФ все же очень разнятся. Субъекты РФ, и особенно республики, стремятся внести в системы органов власти региональную (национальную) специфику или просто уйти от однообразия.

Когда устанавливается порядок распределения предметов ведения и полномочий органов субъекта РФ и федеральных органов, конституции и уставы чаще всего прямо исходят из принципов, созданных Конституцией РФ, иногда при этом упоминая и Федеративный договор. Это в полной мере соответствует ст. 73 Конституции РФ, согласно которой вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

При решении вопросов организации государственной власти большинство субъектов РФ закрепляют в конституциях и уставах принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность каждой власти в пределах своей компетенции.

Поскольку согласно Конституции РФ законодательная и исполнительная ветви власти являются самостоятельными, невозможно, выходя за пределы, предусмотренные Конституцией РФ, закреплять в Уставе нормы, ставящие исполнительную власть в подчиненное по отношению к представительному органу положение. Это противоречило бы и ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ, так как создавало бы препятствия для реализации ее положения о том, что по некоторым полномочиям федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти. Поскольку федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти, органы государственной власти в субъектах РФ формируются на тех же принципах, что и федеральные.

Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая бюджет. Данное положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей,  закрепленный во всех конституциях и уставах. Однако в вопросах компетенции и особенно во взаимоотношениях с исполнительной властью законодательные (представительные) органы различных субъектов РФ разнообразны. Различия касаются и форм организации законодательного процесса, процедуры рассмотрения вопросов.

В некоторых регионах иногда создаются конфронтационные отношения между законодательной и исполнительной властью, и тогда законодательный орган, препятствует деятельности администрации, выходя на авансцену политической борьбы, выделяет свою самостоятельность. Но в спокойной обстановке роль этих органов кажется не заметнее, поскольку самые принципиальные вопросы государственной жизни регулируются федеральным законодательством, а в решении каждодневных проблем региона доминирующую роль играет исполнительная власть. Однако вышесказанное не ослабляет фундаментального значения органов народного представительства для демократической организации государственной власти.

Организация исполнительной власти в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах менее разнообразна, чем в республиках.Исполнительная власть в данных субъектах реализуется администрацией (Правительством), руководство которой осуществляет на принципах единоначалия ее Глава (губернатор, глава администрации, мэр). Глава администрации - это высшее выборное административное должностное лицо, осуществляющее функции и полномочия главы исполнительной власти в системе исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Его взаимоотношение с администрацией (правительством) субъекта РФ могут быть представлены тремя основными моделями:

Глава администрации (губернатор) напрямую осуществляет исполнительную власть, руководя прямо подчиненными ему отраслевыми и функциональными подразделениями администрации (Тюменская область, Сахалинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.);

Глава администрации (губернатор) осуществляет исполнительную власть через формируемый им самостоятельный орган общей компетенции - правительство или администрацию субъекта Федерации. Данный орган может быть главным должностным лицом, назначенным

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Право
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
134 Kb
Скачали:
0