Пояснительная записка
Подготовка курсовых работ – важная форма учебной и научной работы студентов. Курсовая работа – это форма самостоятельной учебной деятельности студентов, направленные на:
- углубление и совершенствование психологических и педагогических знаний по отдельным темам;
- обучение применению этих знаний в профессиональной деятельности специалиста педагога-психолога;
- формирование умений и навыков научной деятельности, развитие творческих способностей студентов.
Курсовая работа может быть направлена на изучение теоретических подходов в какой-либо области психологии и педагогики, на решение прикладных задач, или быть практически ориентированной.
В задачи курсовой работы, как правило, входит освоение реферативных форм обобщения научных источников. При этом студенты должны усвоить не только способы отбора информации, но и показать умение ее анализировать и обобщать, определять степень достоверности информации, содержащейся в изучаемой литературе, ее доказательность, а так же продемонстрировать умение подтверждать реферативную часть курсовой работы эмпирическими исследованиями в области психологии и педагогики.
Поскольку выполнение курсовой работы представляет собой психолого-педагогическое исследование, оно может включать ряд необходимых этапов:
1. Определение темы и первичная постановка проблемы и цели работы.
2. Поиск и анализ литературы по изучаемой проблеме.
3. Уточнение цели и задач исследования, постановка гипотезы исследования.
4. Планирование исследования, подбор методов и методик.
5. Сбор эмпирических данных.
6. Первичный анализ данных, их математическая обработка и представление.
7. Интерпретация данных.
8. Формулировка выводов и заключения.
Введение курсовой работы содержит обоснование актуальности исследования, цель, объект, предмет, гипотезу исследования. В соответствии с целью, предметом и объектом исследования ставятся задачи исследования.
Во введении, как правило, отражается научная, практическая и общественная значимость данной работы. Так же кратко описываются авторские точки зрения на изучаемую проблему. Объектом в психологии, чаще всего, является определенная категория людей (школьники, подростки, рабочие, семьи, коллектив и т.д.). Предметом исследования – психическое явление, заявленное в теме исследования. Объектом в педагогике выступает процесс как носитель изучаемого явления (предмета исследования). Цель работы начинается с глагола: изучить, проанализировать, выявить и пр. Она должна соотноситься с темой работы и представлять собой предполагаемый конечный результат исследования. Задачи исследования конкретизируют поставленную цель и не должны носить процедурный характер. Чаще всего первая задача связана с изучением литературы по теме исследования, вторая с эмпирическими исследованиями и третья с практическим применением данной работы.
Гипотеза – это предположение, которое студент доказывает теоретическим и практическим анализом данных по выбранной теме исследования. Как правило, написание методологического аппарата работы (определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования) вызывает наибольшие затруднения у студентов, что является очень важной частью любой квалификационной работы, так как определяет содержание как теоретической, так и практической глав, подбор методов и методик исследования, литературы по теме исследования. Объем введения составляет 2-3 страницы. Например:
Актуальность исследования.В настоящее время, когда всё в нашем обществе переходит на коммерческую основу, возрастает интерес к проблеме повышения эффективности профессиональной деятельности, а также факторам, способствующим росту успешности. Одним из таких факторов являются благоприятные межличностные отношения в коллективе, так как положительные эмоциональные переживания – важнейшее условие работоспособности человека, продуктивности его на трудовом посту, устойчивого положительного отношения к труду.
Изучением межличностных отношений в рамках социальной психоло-гии занимались В.Н. Мясищев, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, Г.М. Андреева, В.Н. Панферов, В.Г. Крысько, Н.И. Шевандрин и др. Ими были определены место и природа межличностных отношений, специфические черты, рассмотрены общение и взаимодействие, как изначальные точки возникновения межличностных отношений и их реализация, выявлены компоненты и формы взаимодействия.
Педагогическая деятельность являлась и является важным компонентом
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.