КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.С. ПУШКИНА
Факультет психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Психология»
На тему: «Взаимосвязь самооценки внешности и мотивации аффилиации у подростков»
Выполнила: студентка 5-го курса
заочного отделения
специальность: Психология
Проверил:
Бокситогорск
2014 г.
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретический аспект особенностей самооценки внешности и мотивации аффилиации. 6
1.1. Я – концепция как основа самооценки и аффилиации в психологии. 6
1.2. Самооценка внешности в структуре Я – концепции. 12
1.3. Социальная мотивация в структуре самооценки внешности. 18
1.4. Мотивация аффилиации и ее взаимосвязь с самооценкой внешности. 20
Глава 2. Анализвзаимосвязи самооценки внешности и мотивации аффилиации у подростков. 27
2.1. Возрастные особенности девочек – подростков 15 – 16 лет. 27
2.2. Характеристика исследования и его этапов. 29
2.3. Результаты исследования самооценки внешности и их интерпретация. 31
2.4. Результаты исследования взаимосвязи самооценки внешности и мотивации аффилиации у подростков. 35
Заключение. 43
Список использованных источников и литературы.. 45
Приложения. 47
Актуальность темы данной работы, посвященной исследованию взаимосвязи самооценки внешности и мотивации аффилиации у подростков, обусловлена тем, что физический образ Я играет в целостном представлении человека о самом себе и в характере его взаимодействия с другими людьми огромную роль. От момента рождения до старости тело человека претерпевает существенные трансформации, и этот процесс неизбежно сопровождается изменениями образа Я.
В психологической литературе значительное место отводится изучению роли детских переживаний и раннего телесного опыта в развитии личности. Значительно менее изученным является вопрос о том, какие особенности самосознания свойственны подростковому возрасту, и какую роль здесь играет восприятие и оценка своего телесного образа.
Другим аспектом изучаемой проблемы является характер связи между физическим Я человека и его социальной мотивацией. В психологии выделяют два основных социальных мотива – мотив аффилиации и мотив власти. В данном контексте будет интересовать именно мотив аффилиации, основным содержанием которого, говоря кратко, является присущее человеку стремление к контакту с другими людьми. Представляется вполне вероятным, что собственный телесный образ, в частности, такой важный его компонент, как внешность, может оказывать существенное влияние на ожидания подростка относительно успешности или неуспешности будущего взаимодействия, а вслед за этим и на его реальное поведение в отношении других людей. В эмпирическом исследовании осуществлялась попытка проверки гипотезы о наличии взаимосвязи между самооценкой внешности и мотивацией аффилиации, представленной двумя тенденциями: стремлением к принятию и страхом отвержения.
Итак, основной проблемой данной работы является выявление характера связи между физическим Я человека и социальной мотивацией. Исследование проводилось на группе респондентов, состоящей из девочек – подростков в возрасте от 15 до 16 лет. В центре анализа было измерение оценки респондентами своей внешности и соотнесение полученных данных с уровнем мотивации аффилиации. Также изучались особенности построения образа Я респондентами с низкой и высокой самооценкой внешности в двух временных модальностях – настоящем и будущем – с целью выявления роли в нем физического Я.
Цель исследования – изучение взаимосвязи представлений девочек – подростков о своем физическом Я в настоящем и будущем с их мотивацией аффилиации.
Задачи исследования:
1) выделить группы испытуемых с высокой и низкой самооценкой внешности;
2) изучить изменение самооценки внешности в будущем времени по сравнению с настоящим у испытуемых респондентов с низкой и высокой самооценкой внешности;
3) выявить наиболее значимые параметры внешности для обеих групп испытуемых;
4) соотнести данные самооценки внешности с уровнем мотивации аффилиации;
5) выявить особенности построения образа Я в настоящем и будущем у двух групп испытуемых с высокой и низкой самооценкой внешности.
Объект исследования – девочки – подростки в возрасте от 15 до 16 лет.
Предмет исследования – представления девочек – подростков о своем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.