Взаимосвязь самооценки внешности и мотивации аффилиации у подростков

Страницы работы

51 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.С. ПУШКИНА

Факультет психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Психология»

На тему: «Взаимосвязь самооценки внешности и мотивации аффилиации у подростков»

Выполнила: студентка 5-го курса

заочного отделения

специальность: Психология

Проверил:

Бокситогорск

2014 г.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретический аспект особенностей самооценки внешности и мотивации аффилиации. 6

1.1. Я – концепция как основа самооценки и аффилиации в психологии. 6

1.2. Самооценка внешности в структуре Я – концепции. 12

1.3. Социальная мотивация в структуре самооценки внешности. 18

1.4. Мотивация аффилиации и ее взаимосвязь с самооценкой внешности. 20

Глава 2. Анализвзаимосвязи самооценки внешности и мотивации аффилиации у подростков. 27

2.1. Возрастные особенности девочек – подростков 15 – 16 лет. 27

2.2. Характеристика исследования и его этапов. 29

2.3. Результаты исследования самооценки внешности и их интерпретация. 31

2.4. Результаты исследования взаимосвязи самооценки внешности и мотивации аффилиации у подростков. 35

Заключение. 43

Список использованных источников и литературы.. 45

Приложения. 47


Введение

Актуальность темы данной работы, посвященной исследованию взаимосвязи самооценки внешности и мотивации аффилиации у подростков, обусловлена тем, что физический образ Я играет в целостном представлении человека о самом себе и в характере его взаимодействия с другими людьми огромную роль. От момента рождения до старости тело человека претерпевает существенные трансформации, и этот процесс неизбежно сопровождается изменениями образа Я.

В психологической литературе значительное место отводится изучению роли детских переживаний и раннего телесного опыта в развитии личности. Значительно менее изученным является вопрос о том, какие особенности самосознания свойственны подростковому возрасту, и какую роль здесь играет восприятие и оценка своего телесного образа.

Другим аспектом изучаемой проблемы является характер связи между физическим Я человека и его социальной мотивацией. В психологии выделяют два основных социальных мотива – мотив аффилиации и мотив власти.  В данном контексте будет интересовать именно мотив аффилиации, основным содержанием которого, говоря кратко, является присущее человеку стремление к контакту с другими людьми. Представляется вполне вероятным, что собственный телесный образ, в частности, такой важный его компонент, как внешность, может оказывать существенное влияние на ожидания подростка относительно успешности или неуспешности будущего взаимодействия, а вслед за этим и на его реальное поведение в отношении других людей. В эмпирическом исследовании осуществлялась попытка проверки  гипотезы о наличии взаимосвязи между самооценкой внешности и мотивацией аффилиации, представленной двумя тенденциями: стремлением к принятию и страхом отвержения.

Итак, основной проблемой данной работы является выявление характера связи между физическим Я человека и социальной мотивацией. Исследование проводилось на группе респондентов, состоящей из девочек – подростков в возрасте от 15 до 16 лет. В центре анализа было измерение оценки респондентами своей внешности и соотнесение полученных данных с уровнем мотивации аффилиации. Также изучались особенности построения образа Я респондентами с низкой и высокой самооценкой внешности в двух временных модальностях – настоящем и будущем – с целью выявления роли в нем физического Я.

Цель исследования – изучение взаимосвязи представлений девочек – подростков о своем физическом Я в настоящем и будущем с их мотивацией аффилиации.

Задачи исследования:

1)  выделить группы испытуемых с высокой и низкой самооценкой внешности;

2)  изучить изменение самооценки внешности в будущем времени по сравнению с настоящим у испытуемых респондентов с низкой и высокой самооценкой внешности;

3)  выявить наиболее значимые параметры внешности для обеих групп испытуемых;

4)  соотнести данные самооценки внешности с уровнем мотивации аффилиации;

5)  выявить особенности построения образа Я в настоящем и будущем у двух групп испытуемых с высокой и низкой самооценкой внешности.

Объект исследования – девочки – подростки в возрасте от 15 до 16 лет.

Предмет исследования – представления девочек – подростков о своем

Похожие материалы

Информация о работе