Динамика изменения нормы обязательных резервов в 2007-2009 гг. выглядела следующим образом:
Таблица 1 – Нормативы обязательных резервов в 2007-2010 гг.[27]
Период действия |
По обязательствам кредитных организаций перед банками<нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте |
По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации |
По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте |
1.10.2006- 30.06.2007 |
3,5 |
||
1.07.2007-10.10.2007 |
4,5 |
4,0 |
4,5 |
11.10.2007-14.01.2008 |
3,5 |
3,0 |
3,5 |
15.01.2008- 29.02.2008 |
4,5 |
4,0 |
4,5 |
1.03.2008- 30.06.2008 |
5,5 |
4,5 |
5,0 |
1.07.2008- 31.08.2008 |
7,0 |
5,0 |
5,5 |
1.09.2008-17.09.2008 |
8,5 |
5,5 |
6,0 |
18.09.2008-14.10.2008 |
4,5 |
1,5 |
2,0 |
15.10.2008- 30.04.2009 |
0,5 |
||
1.05.2009- 31.05.2009 |
1,0 |
||
1.06.2009- 30.06.2009 |
1,5 |
Продолжение таблицы 2.
1.07.2009- 31.07.2009 |
2,0 |
|||||
1.08.2009- 31.10.2009 |
2,5 |
|||||
По обязательствам перед юридическими лицами — нерезидентами в валюте Российской Федерации |
По обязательствам перед юридическими лицами — нерезидентами в иностранной валюте |
По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации |
По обязательствам перед физическими лицами в иностранной валюте |
По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации |
По иным обязательствам кредитных организаций в иностранной валюте |
|
1.11.2009 - |
2,5 |
В 2007 г. нормативы обязательных резервов подвергаются незначительным колебаниям (в июле повышение с 3,5% до 4,5% по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами и иным обязательствам, до 4% по обязательствам перед физическими лицами, а затем с 11 октября 2007 г. по 14 января 2008 г. временное снижение на 1 процентный пункт по всем обязательствам). Следует заметить, что повышение нормы обязательных резервов явилось следствием продолжающегося значительного притока капитала в Россию и было нацелено на снижение возможных инфляционных последствий, связанных с этим процессом. Можно предположить, что временное снижение норматива обязательных резервов было обусловлено нехваткой ликвидности российскими банками после первых потрясений на межбанковских рынках развитых стран.
В 2008 г. происходит плавное повышение норматива обязательных резервов до сентября (в марте до 5,5%, в июле до 7%, в сентябре до 8,5% по обязательствам перед банками-нерезидентами и соответственно до 4%, 5% и 5,5% по обязательствам перед физическими лицами). Таким образом, реагируя на рост темпов инфляции, Центральный банк с начала 2008 г. стал ужесточать денежно-кредитную политику, были повышены нормативы обязательного резервирования. Однако в сентябре происходит резкий скачок в сторону уменьшения с 8,5 до 5,5% и с 5,5 до 1,5% и далее в октябре норматив обязательных резервов был установлен в размере 0,5% по всем имеющимся обязательсвам. Эта мера – яркий пример реакции на начало мирового финансового кризиса, когда ситуация на внутреннем финансовом рынке нуждается в стабилизации, а банковский сектор – в поддержании ликвидности.
В 2009 г. с мая по август норматив обязательных резервов увеличивался 4 раза с 1% до 2,5%. В настоящее время норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций держится на уровне, установленном в августе 2009 г. и составляет 2,5%.
Ввиду того, что высокие нормативы обязательных резервов снижают доходность коммерческих банков, необходимо поддерживать резервные требования на уровне, минимально необходимом для эффективного денежно-кредитного регулирования.
В статье «Монетарная политика России: цели, инструменты и правила» Г.Фетисов выступает с критикой денежно-кредитной политики ЦБ РФ И Минфина: «Сегодня уже всем понятно, что возможности «стерилизационной» монетарной политики (при которой таргетируются и темпы инфляции, и валютный курс) почти исчерпаны. Однако из этого не следует «неизбежность, неминуемость» сужения множества целей ДКП до единственной (борьбы с инфляцией). Наоборот, можно и необходимо перейти к монетарной политике, реализующей все цели ЦБ, определенные законодательством, стимулирующей научно-технический прогресс, развитие экономики и повышение благосостояния российских граждан.» С точки зрения экономической теории основанием для гиперболизации цели подавления инфляции служит догма о невозможности быстрого экономического развития при инфляции даже в 5-10%. Она считается главным экономическим злом, а стимулирование экономического роста не признается непосредственной целью ЦБ.
В целом можно сделать вывод: ЦБ превратился в механизм трансформации средств российских банков, держателей наличных рублей (в основном населения) и бюджета в кредиты иностранным государствам.
Завышается и ставка рефинансирования, с тем чтобы ограничить спрос на рефинансовые кредиты. Однако в условиях либерализации валютного регулирования и движения капитала денежно-кредитные системы разных стран представляют собой «систему сообщающихся сосудов». Поэтому поддержание в России завышенных ставок рефинансирования не спасает от инфляции.[28]
Из рассмотренного выше материала следует, что банковская система России включает Центральный банк Российской Федерации, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
В стране действует огромное количество банков (свыше 1100), среди которых большинство являются неэффективными. Поэтому очевидна необходимость формирования сильного и конкурентоспособного банковского сектора. В настоящее время одним из крупнейших коммерческих является Сбербанк.
Одной из важнейших функций Центрального банка является разработка денежно-кредитной политики. В России применяются следующие инструменты денежно-кредитной политики: изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке.
Полномасштабный финансовый и экономический кризис заставил изменить
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.