Денежно-кредитная политика государства

Страницы работы

35 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Динамика изменения нормы обязательных резервов в 2007-2009 гг. выглядела следующим образом:

Таблица 1 – Нормативы обязательных резервов в 2007-2010 гг.[27]

Период действия

По обязательствам

кредитных организаций

перед банками<нерезидентами

в валюте Российской Федерации

и иностранной валюте

По обязательствам

перед физическими лицами

в валюте Российской Федерации

По иным обязательствам кредитных организаций

в валюте Российской Федерации

и обязательствам в иностранной валюте

1.10.2006- 30.06.2007

3,5

1.07.2007-10.10.2007

4,5

4,0

4,5

11.10.2007-14.01.2008

3,5

3,0

3,5

15.01.2008- 29.02.2008

4,5

4,0

4,5

1.03.2008- 30.06.2008

5,5

4,5

5,0

1.07.2008- 31.08.2008

7,0

5,0

5,5

1.09.2008-17.09.2008

8,5

5,5

6,0

18.09.2008-14.10.2008

4,5

1,5

2,0

15.10.2008- 30.04.2009

0,5

1.05.2009- 31.05.2009

1,0

1.06.2009- 30.06.2009

1,5


Продолжение таблицы 2.

1.07.2009- 31.07.2009

2,0

1.08.2009- 31.10.2009

2,5

По обязательствам

перед юридическими лицами —

нерезидентами

в валюте Российской Федерации

По обязательствам

перед юридическими

лицами —

нерезидентами

в иностранной валюте

По обязательствам

перед

физическими лицами

в валюте

Российской Федерации

По обязательствам

перед

физическими лицами

в иностранной валюте

По иным

обязательствам

кредитных организаций

в валюте

Российской Федерации

По иным

обязательствам

кредитных организаций

в иностранной валюте

1.11.2009 -

2,5

В 2007 г. нормативы обязательных резервов подвергаются незначительным колебаниям (в июле повышение с 3,5% до 4,5% по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами и иным обязательствам, до 4% по обязательствам перед физическими лицами, а затем с 11 октября 2007 г. по 14 января 2008 г. временное снижение на 1 процентный пункт по всем обязательствам). Следует заметить, что повышение нормы обязательных резервов явилось следствием продолжающегося значительного притока капитала в Россию и было  нацелено на снижение возможных инфляционных последствий, связанных с этим процессом. Можно предположить, что временное снижение норматива обязательных резервов было обусловлено нехваткой  ликвидности российскими банками после первых потрясений на межбанковских рынках развитых стран.

В 2008 г. происходит плавное повышение норматива обязательных резервов до сентября (в марте до 5,5%, в июле до 7%, в сентябре  до 8,5% по обязательствам перед банками-нерезидентами и соответственно до 4%, 5% и 5,5% по обязательствам перед физическими лицами). Таким образом, реагируя на рост темпов инфляции, Центральный банк с начала 2008 г. стал ужесточать денежно-кредитную политику, были повышены нормативы обязательного резервирования. Однако в сентябре происходит резкий скачок в сторону уменьшения  с 8,5 до 5,5% и с 5,5 до 1,5% и далее в октябре норматив обязательных резервов был установлен в размере 0,5% по всем имеющимся обязательсвам. Эта мера – яркий пример реакции на начало мирового финансового кризиса, когда ситуация на внутреннем финансовом рынке нуждается в стабилизации, а банковский сектор – в поддержании ликвидности.

В 2009 г. с мая по август норматив обязательных резервов увеличивался 4 раза с 1% до 2,5%. В настоящее время норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций держится на уровне, установленном в августе 2009 г. и составляет 2,5%.

Ввиду того, что высокие нормативы обязательных резервов снижают доходность коммерческих банков, необходимо поддерживать резервные требования на уровне, минимально необходимом для эффективного денежно-кредитного регулирования.

В статье «Монетарная политика России: цели, инструменты и правила» Г.Фетисов выступает с критикой денежно-кредитной политики ЦБ РФ И Минфина: «Сегодня уже всем понятно, что возможности «стерилизационной» монетарной политики (при которой таргетируются и темпы инфляции, и валютный курс) почти исчерпаны. Однако из этого не следует «неизбежность, неминуемость» сужения множества целей ДКП до единственной (борьбы с инфляцией). Наоборот, можно и необходимо перейти к монетарной политике, реализующей все цели ЦБ, определенные законодательством, стимулирующей научно-технический прогресс, развитие экономики и повышение благосостояния российских граждан.» С точки зрения экономической теории основанием для гиперболизации цели подавления инфляции служит догма о невозможности быстрого экономического развития при инфляции даже в 5-10%. Она считается главным экономическим злом, а стимулирование экономического роста не признается непосредственной целью ЦБ.

В целом  можно сделать вывод: ЦБ превратился в механизм трансформации средств российских банков, держателей наличных рублей (в основном населения) и бюджета в кредиты иностранным государствам.

Завышается и ставка рефинансирования, с тем чтобы ограничить спрос на рефинансовые кредиты. Однако в условиях либерализации валютного регулирования и движения капитала денежно-кредитные системы разных стран представляют собой «систему сообщающихся сосудов». Поэтому поддержание в России завышенных ставок рефинансирования не спасает от инфляции.[28]

Из рассмотренного выше материала следует, что банковская система России включает Центральный банк Российской Федерации, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

В стране действует огромное количество банков (свыше 1100), среди которых большинство являются неэффективными. Поэтому очевидна необходимость формирования сильного и конкурентоспособного банковского сектора. В настоящее время одним из крупнейших коммерческих является Сбербанк.

Одной из важнейших функций Центрального банка является разработка денежно-кредитной политики. В России применяются следующие инструменты денежно-кредитной политики: изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке.

Полномасштабный финансовый и экономический кризис заставил изменить

Похожие материалы

Информация о работе