МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра деталей машин и прикладной механики
, ,
РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДБОРУ И РАСЧЕТУ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
В КУРСОВЫХ ПРОЕКТАХ
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Оренбург 2004
ББК 34.445.72с
Ч 65
УДК 621.833(075.8)
Рецензент доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Детали машин и прикладная механика» .
, ,
Ч 65 Расчет подшипников качения: Методические указания по подбору и расчету
подшипников качения в курсовых проектах для студентов немеханических специальностей. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004 - 15 с.
Методические указания предназначены для подбора и выполнения расчета радиальных и радиально-упорных (шариковых и конических) подшипников в курсовых проектах (работах) для студентов немеханическихспециальностей. Указания содержат методику расчета, необходимые формулы и весь справочный материал для выполнения расчетов.
ББК 34.445
Ó и др., 2004
Ó ГОУ ОГУ, 2004
Содержание
Введение................................................................................................. 4
1.Подбор и проверочный расчёт подшипника качения............. 5
1.1 Подбор подшипника качения......................................................... 5
1.2 Проверочный расчет подшипников качения по динамической грузоподъемности............................................................................. 5
1.2.1 Радиальный подшипник.......................................................... 7
1.2.2.Радиально-упорный подшипник............................................. 8
1.2.2.1. Шариковый подшипник...................................................... 8
1.2.2.2 Конический подшипник....................................................... 8
1.3. Подбор и проверочный расчет подшипников качения по статической грузоподъемности........................................................ 9
Литература........................................................................................... 11
Приложение А..................................................................................... 12
Подшипники качения нашлиширокое применение в машиностроении. Подбор и проверочный расчет их выполняется по динамической или статической грузоподъемности.
В методических указаниях дана последовательность подбора и расчета различных типов подшипников качения, приведены необходимые таблицы и рекомендации.
Окончательный подбор и расчет подшипников качения выполняют после проверочного расчёта вала и базируют на следующих критериях:
а) подбор и расчёт на статическую грузоподъёмность по остаточным деформациям;
б) подбор и расчёт на динамическую грузоподъёмность по усталостному выкрашиванию.
Расчеты по другим критериям не разработаны, так как они связаны с целым рядом случайных факторов, трудно поддающихся учёту.
При проектировании машин подшипник качения не конструируют, а подбирают из числа стандартных и выполняют проверочный расчет по эмпирическим формулам.
Подбор и расчёт подшипников качения выполняют по ГОСТ 18854-73 и ГОСТ 18855-73.
Подшипник качения выбирают по таблицам, зная диаметр вала под подшипником и действующие силы. Первоначально выбирают подшипник легкой серии и записывают параметры выбранного подшипника: внутренний диаметр (d), наружный диаметр (D), ширина (В), динамическая (С), статическая (С0) грузоподъемности.
Проверочный расчет подшипников качения по динамической
грузоподъемности выполняют для предупреждения усталостного разрушения
(выкрашивания) при частоте вращения n
1 мин -1
(в расчетах принимают n
10 минˉ¹)
Динамическая грузоподъемность С и ресурс L связаны эмпирической формулой:
![]()
или ![]()
где L - ресурс, млн. оборотов;
p - показатель степени, p =3 для шариковых подшипников, p =10/3=3,33 для роликовых;
Ср и Стаб- расчетная и табличная динамическая грузоподъемность. Стаб зависит от прочности материала, конструктивных особенностей и технологических характеристик подшипников;
Р - эквивалентная нагрузка, Н.
Ресурс подшипника L, млн. оборотов:
, где n - частота вращения вала, мин -1;
Lh - ресурс в часах (долговечность в часах).
Рекомендуемые минимальные долговечности подшипников:
Lh=10000 часов для зубчатых редукторов;
Lh=5000 часов для червячных редукторов.
Рекомендуемые значения Lh для машин и оборудования приведены в таблице А.1.
Эквивалентную нагрузку определяют:
а) для радиальных подшипников:
Р=F2·V·kб·kт;
б) для радиально-упорных шарико - и роликоподшипников
P=(X·V·Fr+Y·Fa)·kб ·kт;
в) для упорных шариковых и роликовых подшипников:
Р=Fa ·kб ·kт;
где Fr, Fa- наибольшая активация и осевая нагрузка на опоре, Н;
Х и Y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузок (таблица А.5).
V – коэффициент вращения кольца.
V=1- при вращении внутреннего кольца.
V=1,2 - при вращении наружного кольца;
kб - коэффициент безопасности (таблица А.1).
kт - температурный коэффициент (таблица А.2).
В радиально-упорных подшипниках при действии на них радиальных нагрузок возникают осевые составляющие S от радиальных реакций, которые учитывают при расчете подшипника. Величину осевой составляющей определяют по формулам:
Для радиально-упорных подшипников: S=e·Fr
Для конических роликоподшипников: S= 0,83·e·Fr, где e – коэффициент осевого нагружения.
Значение коэффициента е выбирают по таблице А.5 в зависимости от отношения Fa/Cо, здесь Cо - статическая грузоподъёмность. В случаях, когда для предварительных расчётов радиально-упорных подшипников не достигает данных, величину е определяют по формулам:
Для радиально-упорных шарикоподшипников:
с углом контакта α=12º

с углом контакта α=15°

для радиально-сферических шарикоподшипников или конических роликоподшипников с углом контакта α=12…16°:
e =1,5·tgα
Величины е, Y, X для радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников с углом контакта α<15° выбирают по таблице А.5 в зависимости от отношения осевой нагрузки Fа и статической
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.