Общий крутящий момент получается непрерывным суммированием (интегрированием) всех погонных крутящих моментов:
, Нм (2.25)
Делаем замену:
(2.26)
Составляем таблицу
Таблица 3
Расчет крутящего момента Мк.
|
0 |
11,3 |
|
0 |
29,29 |
|
0 |
127,69 |
|
0 |
37,004 |
|
0 |
1442,89 |
|
0 |
480,96 |
|
0 |
15,58 |
|
0 |
81,87 |
|
0 |
19333,64 |
Рис.6. Эпюры перерезывающих сил, изгибающего и крутящего момента
3 АНАЛИЗ И ПОДСЧЕТ ФАКТИЧЕСКИХ НАПРЯЖЕНИЙ
Определение напряжений в сечениях крыла
Критерием работоспособности конструкции (крыла, фюзеляжа или др.), т.е. близости ее к состоянию разрушения или необратимых деформаций, является величина напряжений, возникающих в силовых элементах конструкции от действия на неё эксплуатационных нагрузок: изгибающего, крутящего моментов и поперечной силы.
Сечение крыла необходимо схематизировать в соответствии с реальным расположением силовых элементов: силовой частью сечения крыла является межлонжеронная часть, длина и высота которой ра вны:
,
м (3.1)
,
м (3.2)
где - длина
межлонжеронной части;
- высота межлонжеронной
части;
-
текущая хорда крыла;
-
относительная толщина крыла.
Рис.7. Напряжения в силовых элементах сечения крыла, возникающие от внешних сил Q, Ми Мк.
Крыло является
тонкостенной замкнутой конструкцией, основные силовые элементы которой
сосредоточены в верхней и нижней панелях (обшивка, стрингеры, полки
лонжеронов). При изгибе, например, вверх (от аэродинамических сил) верхняя
панель сжимается, нижняя растягивается, то есть обе работают на нормальные
напряжения; при этом изгибающий момент трансформируется в пару сил , напряжения от которых
будут:
,
Па (3.3)
,
Па (3.4)
где -
площадь верхней панели крыла;
- площадь нижней панели
крыла.
Площадь панели определяется площадью обшивки, площадями всех стрингеров и полок лонжеронов (переднего и заднего). Т.е.:
, м2
(3.5)
, м2
(3.6)
где ,
- толщина обшивки верхней
и нижней панелей соответственно;
,
- число стрингеров
верхней и нижней панелей соответственно;
-
площади стрингеров верхней и нижней панелей соответственно;
,
,
,
- площади полок переднего
верхнего, заднего верхнего, переднего нижнего и заднего нижнего лонжеронов
соответственно.
Максимальный
изгибающий момент, равный 314398,6Нм,
действует в корневом сечении, т.е.
м.
Найдем
и
по формулам (3.1) и (3.2):
(м),
(3.7)
(м).
(3.8)
Найдем площади верхней и нижней панелей крыла по формулам (3.5) и (3.6):
(3.9)
(3.10)
Теперь мы можем найти нормальные напряжения, действующие в корневом сечении:
Па
(3.11)
Па
(3.12)
Крутящий момент в тонкостенном однозамкнутом контуре создает касательные напряжения, обратно пропорциональные толщине стенок контура:
Па
(3.13)
Па
(3.14)
где - площадь,
охватываемая контуром, равная
;
- толщина обшивки
(верхней или нижней) или стенки лонжерона;
-
максимальный крутящий момент, равный
=19333,64Нм;
Помимо
крутящего момента на стенки лонжеронов действует поперечная сила, равная в
этом сечении Н, которая создает также
касательные напряжения:
Па
(3.15)
Па (3.16)
где: -
величина максимальной поперечной силы;
и
- толщина стенки лонжерона
(переднего или заднего).
Тогда: 1) общее напряжения от действия крутящего момента и поперечной силы на стенке переднего лонжерона равно:
МПа
(4.17)
2) общие напряжения от действия крутящего момента и поперечной силы на стенке заднего лонжерона равно:
МПа
(4.18)
Полученные нами напряжения снесем в таблицу:
Таблица 4
Значения напряжений в наиболее нагруженных точках крыла
Напряжение |
|
|
|
|
|
|
|
|
Значение, МПа |
17,89 |
23,48 |
3,8 |
4,3 |
177,26 |
155,99 |
181,5 |
152,1 |
Полученные
напряжения сравниваем с теми напряжениями, при которых конструкция ещё не испытывает
остаточных деформаций, т.е. с напряжениями пропорциональности или
. Для дюралевых сплавов,
из которых изготовлено большинство силовых элементов современных самолетов эти
значения равны:
МПа,
МПа.
.
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сравнив данные таблицы 4 с пределами пропорциональности, можно сделать вывод о том, что при попадании самолета в резкий вертикальный порыв со скоростью ветра W=19 м/с, крыло самолета Як-40 не разрушится и не приобретет остаточных деформаций, т.к. напряжения, действующие на крыло, меньше пределов пропорциональности. Наиболее нагруженной частью является корневое сечение крыла.
Определены силы и моменты действующие на крыло.
- Подъемная сила крыла ;
- Вертикальная перегрузка при полете в турбулентной атмосфере nу
- Силы реакции опор R1 и R2
- Аэродинамическое сопротивление X;
- Сила тяжести ;
- Сосредоточенные силы изгибающего момента Ми, поперечной силы Q и крутящего момента Мк.
Определены нагрузки, действующие на крыло:
-
аэродинамическая распределенная нагрузка ;
- массовые распределенные нагрузки
собственной конструкции крыла и размещенного в нем топлива ;
Выбрана расчетная силовая -
схема (балка, опирающаяся на две опоры), для построения эпюр поперечных сил Q, изгибающих моментов и
крутящих
моментов крыла
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зинченко В.И., Федоров Н.Г. Методические указания к выполнению 2 части курсового проекта
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.