Общий крутящий момент получается непрерывным суммированием (интегрированием) всех погонных крутящих моментов:
, Нм (2.25)
Делаем замену:
(2.26)
Составляем таблицу
Таблица 3
Расчет крутящего момента Мк.
0 |
11,3 |
|
0 |
29,29 |
|
0 |
127,69 |
|
0 |
37,004 |
|
0 |
1442,89 |
|
0 |
480,96 |
|
0 |
15,58 |
|
0 |
81,87 |
|
0 |
19333,64 |
Рис.6. Эпюры перерезывающих сил, изгибающего и крутящего момента
3 АНАЛИЗ И ПОДСЧЕТ ФАКТИЧЕСКИХ НАПРЯЖЕНИЙ
Определение напряжений в сечениях крыла
Критерием работоспособности конструкции (крыла, фюзеляжа или др.), т.е. близости ее к состоянию разрушения или необратимых деформаций, является величина напряжений, возникающих в силовых элементах конструкции от действия на неё эксплуатационных нагрузок: изгибающего, крутящего моментов и поперечной силы.
Сечение крыла необходимо схематизировать в соответствии с реальным расположением силовых элементов: силовой частью сечения крыла является межлонжеронная часть, длина и высота которой ра вны:
, м (3.1)
, м (3.2)
где - длина межлонжеронной части;
- высота межлонжеронной части;
- текущая хорда крыла;
- относительная толщина крыла.
Рис.7. Напряжения в силовых элементах сечения крыла, возникающие от внешних сил Q, Ми Мк.
Крыло является тонкостенной замкнутой конструкцией, основные силовые элементы которой сосредоточены в верхней и нижней панелях (обшивка, стрингеры, полки лонжеронов). При изгибе, например, вверх (от аэродинамических сил) верхняя панель сжимается, нижняя растягивается, то есть обе работают на нормальные напряжения; при этом изгибающий момент трансформируется в пару сил , напряжения от которых будут:
, Па (3.3)
, Па (3.4)
где - площадь верхней панели крыла;
- площадь нижней панели крыла.
Площадь панели определяется площадью обшивки, площадями всех стрингеров и полок лонжеронов (переднего и заднего). Т.е.:
, м2 (3.5)
, м2 (3.6)
где , - толщина обшивки верхней и нижней панелей соответственно;
, - число стрингеров верхней и нижней панелей соответственно;
- площади стрингеров верхней и нижней панелей соответственно;
, , , - площади полок переднего верхнего, заднего верхнего, переднего нижнего и заднего нижнего лонжеронов соответственно.
Максимальный изгибающий момент, равный 314398,6Нм, действует в корневом сечении, т.е. м. Найдем и по формулам (3.1) и (3.2):
(м), (3.7)
(м). (3.8)
Найдем площади верхней и нижней панелей крыла по формулам (3.5) и (3.6):
(3.9)
(3.10)
Теперь мы можем найти нормальные напряжения, действующие в корневом сечении:
Па (3.11)
Па (3.12)
Крутящий момент в тонкостенном однозамкнутом контуре создает касательные напряжения, обратно пропорциональные толщине стенок контура:
Па (3.13)
Па (3.14)
где - площадь, охватываемая контуром, равная ;
- толщина обшивки (верхней или нижней) или стенки лонжерона;
- максимальный крутящий момент, равный =19333,64Нм;
Помимо крутящего момента на стенки лонжеронов действует поперечная сила, равная в этом сечении Н, которая создает также касательные напряжения:
Па (3.15)
Па (3.16)
где: - величина максимальной поперечной силы;
и - толщина стенки лонжерона (переднего или заднего).
Тогда: 1) общее напряжения от действия крутящего момента и поперечной силы на стенке переднего лонжерона равно:
МПа (4.17)
2) общие напряжения от действия крутящего момента и поперечной силы на стенке заднего лонжерона равно:
МПа (4.18)
Полученные нами напряжения снесем в таблицу:
Таблица 4
Значения напряжений в наиболее нагруженных точках крыла
Напряжение |
||||||||
Значение, МПа |
17,89 |
23,48 |
3,8 |
4,3 |
177,26 |
155,99 |
181,5 |
152,1 |
Полученные напряжения сравниваем с теми напряжениями, при которых конструкция ещё не испытывает остаточных деформаций, т.е. с напряжениями пропорциональности или . Для дюралевых сплавов, из которых изготовлено большинство силовых элементов современных самолетов эти значения равны: МПа, МПа.
.
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сравнив данные таблицы 4 с пределами пропорциональности, можно сделать вывод о том, что при попадании самолета в резкий вертикальный порыв со скоростью ветра W=19 м/с, крыло самолета Як-40 не разрушится и не приобретет остаточных деформаций, т.к. напряжения, действующие на крыло, меньше пределов пропорциональности. Наиболее нагруженной частью является корневое сечение крыла.
Определены силы и моменты действующие на крыло.
- Подъемная сила крыла ;
- Вертикальная перегрузка при полете в турбулентной атмосфере nу
- Силы реакции опор R1 и R2
- Аэродинамическое сопротивление X;
- Сила тяжести ;
- Сосредоточенные силы изгибающего момента Ми, поперечной силы Q и крутящего момента Мк.
Определены нагрузки, действующие на крыло:
- аэродинамическая распределенная нагрузка ;
- массовые распределенные нагрузки собственной конструкции крыла и размещенного в нем топлива ;
Выбрана расчетная силовая - схема (балка, опирающаяся на две опоры), для построения эпюр поперечных сил Q, изгибающих моментов и крутящих моментов крыла
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зинченко В.И., Федоров Н.Г. Методические указания к выполнению 2 части курсового проекта
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.