Введение
Актуальность исследования
Одной из актуальных проблем в профессиональной подготовке учителя-предметника является проблема обучения будущих педагогов различным инновационным формам уроков и организации работы с ними. Как показывает изучение научных работ и свидетельствует реальная педагогическая практика, нетрадиционный урок является предметом специального научного исследования. Поэтому возникает потребность организации специальной работы с этим видом урока, которая научит учителя творчески осваивать педагогические традиции и воплощать их в виде нестандартного творческого урока. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики обучения обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современном образовании. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием инновационного обучения.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Урок, как гибкая форма организации обучения, исследован в научных трудах Ю.К.Бабанского, В.С.Безруковой, В.И.Загвязинского, Ю.Б.Зотова, Я.А.Коменского, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, В.А.Онищук, П.И.Пидкасистого, И.П.Подласого, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина, К.Д.Ушинского, А.В.Хуторского и других исследователей; включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Заинтересованность причинами сложившейся в современной школе ситуации, а также желание применить на практике эффективные инновационные формы организации учебного процесса обусловили выбор темы научного исследования: «Инновационные формы уроков в профессиональной практике современного учителя».
Данная работа представляет собой теоретическое и практико-ориентированное исследование инновационных форм урока и их реализацию в практической деятельности учителя-предметника.
Учитывая сказанное, объектом исследования является деятельность педагога по созданию урока как основной формы организации обучения в общеобразовательной школе, а предметом – инновационный (нетрадиционный, нестандартный, творческий) урок.
Гипотеза исследования. Если в систему организации процесса обучения в общеобразовательной школе будут включены приемы подготовки инновационного урока, то это в дальнейшем создаст учителю условия для творческого самовыражения и обеспечит качественную профессиональную педагогическую деятельность.
Цель исследования: опираясь на уже известные данные различных наук (психологии, педагогики, философии и др.), обобщить опыт создания и использования инновационных форм уроков в профессиональной практике учителя-предметника, разработать конспект урока, в котором были бы значимы нетрадиционные компоненты, проверить его эффективность в практической деятельности (на педагогической практике).
Для реализации данной цели потребовалось решить ряд задач:
§ установить степень разработанности различных аспектов исследуемой темы в научной литературе;
§ выявить психолого-педагогические основы подготовки инновационного урока;
§ определить основное содержание понятий, принципиально важных для цели исследования: «урок как основная форма организации учебного процесса», «инновационный (нетрадиционный, нестандартный, творческий) урок» и др.;
§ выявить исходный уровень теоретических и практических знаний учителей-предметников о нетрадиционных уроках и целях его использования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
§ теоретический анализ психолого-педагогических источников по проблемам научного исследования;
§ наблюдение за профессиональной деятельностью учителей-предметников; изучение продуктов их методической деятельности (конспектов уроков и внеклассных мероприятий);
§ педагогический эксперимент (констатирующий и обучающий).
Методологической основой исследования являются: диалектический метод познания и деятельностный подход к проблеме переработки учебно-научного материала в условиях подготовки учителя к уроку; концепция личностно ориентированного образования, современные подходы к профессиональной подготовке специалистов.
Значимость исследования состоит в том, что:
- охарактеризованы нестандартные уроки в профессиональной практике учителя-предметника, выявлены их основные компоненты и рассмотрены основные условия реализации в учебном процессе образовательного учреждения.
- разработано содержание нетрадиционного учебного занятия в системе обобщающих уроков для учащихся общеобразовательной школы;
- отобран и подготовлен дидактический материал (схемы, таблицы, карточки, тексты из учебно-методической литературы), который может быть использован в практике преподавания учебного предмета в школе.
Апробация исследования. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Структура и основное содержание исследования
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования; определяются его цель, задачи, методы и гипотеза; рассматривается значимость исследования.
В первой главе («Теоретические основы подготовки современных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.