Возможности установления обстоятельств причастности юридического лица к событию преступления в рамках административного производства весьма ограничены. Из-за меньшей степени социальной опасности административных правонарушений, их антиобщественного, а не общественно опасного характера производство по делам об административных правонарушениях проводится в режиме экономии процессуальных сил и средств. В том числе по упрощенной процедуре, в более сжатые сроки, чем предварительное расследование. При производстве по этой категории правонарушений не могут быть проведены оперативно-розыскные мероприятия. В связи с этим возникает вопрос, можно ли установить, например, факт дачи незаконного вознаграждения от имени юридического лица (ст. 91.28 КоАП РФ) без оперативного документирования самого события передачи вознаграждения посредством таких оперативно-розыскных мероприятий, как прослушивание телефонных переговоров, оперативный эксперимент и т.д.?!
Даже если допустить возможность установления приговором, вынесенным физическому лицу, обстоятельств совершения юридическим лицом административного правонарушения, выражающегося в причастности к данному преступлению, максимальный срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год. Однако в подавляющем большинстве случаев в силу сложности способа совершения преступления с использованием юрлица с момента возбуждения уголовного дела данной категории и до вступления в законную силу приговора по нему проходит более одного года. Кроме того, предусмотренный законом предмет доказывания по уголовному делу не включает в себя обстоятельств причастности юридического лица к преступлению, поэтому приговор не всегда будет содержать фактические данные, достаточные для привлечения организации к административной ответственности.
Действующее законодательство об административных правонарушениях не предусматривает международного сотрудничества, без которого противодействие транснациональной преступности юридических лиц становится неэффективным. Введение этого института в КоАП РФ не вполне соответствует сути и назначению административного производства, которое, как уже было отмечено, традиционно предполагало более упрощенную и менее затратную процедуру, чем уголовное судопроизводство. Это потребует и других дополнительных необоснованных затрат, связанных, например, с формированием специализированных подразделений, осуществляющих функции международного сотрудничества по делам об административных правонарушениях, заключение международных договоров и соглашений о сотрудничестве с различными странами, с которыми уже заключены соглашения о сотрудничестве по уголовным делам. Кроме того, законодательство об административных правонарушениях не предусматривает и не может предусматривать всего спектра санкций, адекватных общественной опасности рассматриваемого вида преступности.
Все эти несовершенства действующего законодательства позволяют юридическим лицам абсолютно безнаказанно решать свои корпоративные задачи преступными средствами. В худшем случае компания приносит в жертву кого-либо из ее менеджеров, который и привлекается к уголовной ответственности.
Глава 3. Возраст уголовной ответственности. Правила установления возраста лица совершившего преступление.
Важным и неотъемлемым признаком субъекта преступления является возраст вменяемого лица, совершившего общественно опасное деяние. И здесь сразу же следует заметить, что как теория уголовного права, так и уголовное законодательство различных правовых систем, а также нашей страны связывают с возрастом субъекта преступления наступление уголовной ответственности. Исходя из предписания уголовного закона субъектом преступления может быть не всякое вменяемое лицо, а лишь достигшее определенного возраста.
Однако определение возраста, с которого наступает уголовная ответственность за совершение преступления, это достаточно сложная проблема, и с ней сталкиваются законодатели всех стран на протяжении длительного времени. Вызывает она определенные трудности и в настоящее время. Речь в данном случае идет об установлении как нижних, так и верхних возрастных границ уголовной ответственности. Являясь основой проблемы субъекта преступления, возраст достаточно изменчив и динамичен.
Формирование сознания человека, его характера, навыков и привычек начинается с рождения. Этот процесс длителен и в основном заканчивается к моменту наступления совершеннолетия. В тех случаях, когда формирование личности подростка проходит в неблагоприятных условиях, ему прививаются антиобщественные взгляды, навыки, привычки, под воздействием которых совершаются правонарушения и преступления. Отсюда, определяя рамки и критерии уголовной ответственности, необходимо учитывать наравне с биологическими и психологическими особенностями несовершеннолетних преступников и их интеллектуальный, а также образовательный уровень на разных этапах жизненного пути в связи с совершением ими различных преступлений.
Основным критерием установления возрастных признаков субъекта является наличие в соответствующем возрасте способности осознавать фактический характер, общественную опасность и социальную значимость своих действий, а также наличие способности руководить своими действиями. Это является предпосылкой вины и служит основанием для наступления уголовной ответственности. Такая способность, по общему правилу, наступает у несовершеннолетних, достигших шестнадцатилетнего возраста. Исходя из этого часть 1 статьи 27 УК устанавливает, что уголовной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.