Танцтерапия и ее педагогический потенциал, страница 3

Предметом исследования в данной работе являются принципы и методы используемые в танцевально-двигательной терапии для выявления новых форм в хореографии, построенных на людях не имеющих танцевально-двигательного опыта, переживающие личные проблемы: страх открыться и довериться, тем самым дать некий толчок к возможному созданию нового направления в современном танце. Основой станут принципы танцевально-двигательной терапии и методы преподавания танца модерн и контемпорари. Целью, которым будет визуальный показ ряда человеческих проблем и их решения, на основе танцтерапии.

Ирина Викторовна Бирюкова, руководитель программы переподготовки, специализация «танцевально-двигательная терапия» из института практической психологии и психоанализа в своей статье «танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души» выделяет цели в танцтерапии:

«- Расширение сферы осознания собственного тела, его особенностей и возможностей;

- Развитие глубинного доверия себе и повышение самооценки путем развития более положительного образа в теле;

- Совершенствование социальных умений в безопасном пространстве терапевтических отношений;

- Интеграция внутреннего опыта – установление связи между чувственными мыслями и движением;

- Создание глубокого группового опыта» [2, с. 23]. 

Использование приемов танцтерапии помогает решить следующие задачи:

·  Решение проблем данной группы, с помощью методов и принципов в танцтерапии;

·  Снятие эмоционального и мышечного напряжения через танцевальные упражнения;

·  Развитие творческого воображения;

·  Развития доверия себе и другим;

·  Улучшение физических данных;

·  Улучшение психоэмоционального состояния;

·  Создание хореографической постановки на основе Аутентичного движения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ТАНЦТЕРАПИИ

Люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации еще задолго до появления языка. Танце-двигательная терапия корнями уходит к древнейшим цивилизациям. В различных культурах существование ритуального танца являлось поддержанием как боевого духа так и обычной жизнедеятельности. Танец и ныне выступает как сочетание физической, психической и эстетической деятельности.

Позже в западных культурах танец из социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства и только в 20 веке, известная танцовщица Айседора Дункан, вносит вклад в возрождение творческого танца.

Считается, что душевная жизнь человека во всем своем многообразии связана с телом и движениями. Терапия, что объединяет в себе не только работу тела, но и эмоции называется танцтерапия. Арлин Старк в книге «Танцевально-двигательная терапия» говорит о том, что танцтерапия основывается на признании того, что тело и психика взаимосвязаны. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы.

Одним из главных достоинств танцевально-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур. Развитию танцевально-двигательной терапии как направления в лечении стресса или психический расстройств способствовали 4 фактора:

1.  После Второй Мировой войны как физическая и духовная реабилитация. Разрабатывала: Мэриан Чейс;

2.  В 50-ые года, как альтернативная программа для лечения психический расстройств;

3.  В 60-ые годы: разработка методов развития самосознания;

4.  Исследование невербальной коммуникации и анализ коммуникативного поведения человеческого тела.

Важным составляющим в данном виде арт-терапии является то, что здесь нет идеальной модели тела, которую нужно достичь, основной задачей является именно обретение чувствования и осознанности собственного «Я».

Раньше танцтерапия применялась почти всегда к людям с тяжелыми психическими нарушениями, сейчас же все больше ориентируется на здоровых людей, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них самопринятия, эффективного межличностного и группового воздействия, и т.д.