Системы управления природоохранной деятельностью на автомобильном транспорте

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Федеральном законе «Об охране окружающей среды» определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие в процессе хозяйственной деятельности.

Законом установлено содержательное толкование большого числа базовых понятий, определены основы управления охраной окружающей среды, права и обязанности различных субъектов, меры экономического регулирования экологических отношений, порядок нормирования в области охраны окружающей среды, правила оценки воздействия на окружающую среду и проведения экологической экспертизы, требования по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности и ряд других вопросов. Объектами охраны признаются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой и околоземное космическое пространство.

Важным положением закона является принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Согласно этому принципу такая деятельность изначально полагается опасной, и представление доказательств экологической безопасности или устранение причин опасности является обязанностью осуществляющего деятельность лица[5].

Экономическое регулирование охраны окружающей среды осуществляется путем разработки прогнозов, реализации государственных программ и мероприятий по охране окружающей среды, установления лимитов на вредные выбросы и сбросы, проведения экономических оценок объектов и воздействия хозяйственной деятельности, предоставления налоговых и иных льгот субъектам хозяйственной деятельности, осуществляющей ее с реализацией эффективных мер по охране окружающей среды, поддержке инновационной и предпринимательской деятельности, направленной на охрану окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К таким воздействиям относятся выбросы в атмосферу, сбросы в поверхностные водоемы и подземные воды, загрязнение почвы и недр, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными и иными излучения ми и др.

В настоящее время разрабатываются законопроекты, направленные на предоставление ряда льгот владельцам автотранспортных средств, в добровольном порядке оборудующих свои автомобили катализаторами. Введены в действие государственные стандарты, ограничивающие допустимый уровень транспортного шума.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрены нормирование вредного воздействия на окружающую среду и требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В частности, в ст. 45 установлено, что производство автомобильных и иных транспортных средств должно осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Юридические и физические лица, эксплуатирующие автотранспортные средства, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ (в том числе их нейтрализации), снижению уровня шума и других негативных воздействий. В ст. 55 установлено также, что при производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий на окружающую среду[5].

Экологические требования, регулирующие работу городского автомобильного и электрического транспорта, устанавливаются также в градостроительном законодательстве. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ устанавливает нормы, обеспечивающие права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, предусматривает развитие государственных и муниципальных систем транспортной инфраструктуры и видов транспорта в соответствии с градостроительной документацией, схемами и проектами. Кодексом предусмотрено, что градостроительные мероприятия, относящиеся к городскому транспорту, должны осуществляться с учетом экологического фактора, содержать меры по защите окружающей среды от техногенного воздействия. Размещение на городских территориях транспортных объектов производится на основе разрешительной системы и при условии соблюдения требований законодательства, включая установленные экологические требования. Возможно издание субъектами Российской Федерации собственных градостроительных уставов (кодексов) в части их предметов ведения. Для автомобильного транспорта особо актуально соблюдение требований к токсичности двигателей внутреннего сгорания, составляющих в совокупности до 80 % всех вредных выбросов в атмосферу городов. Такие требования установлены Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» и государственными стандартами. Предельно допустимое содержание токсичных веществ и отработавших газах автотранспортных средств с бензиновыми двигателями установлено в ГОСТ Р 52033 — 2003, а предельно допустимый уровень дымности отработавших газов автотранспортных средств с дизелями — ГОСТ Р 52160 — 2003. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей установлены ГОСТ Р 17.2.02.06-99.

Владельцы автотранспортных средств, согласно ПДД, обязаны соблюдать требования данных стандартов в эксплуатации. Соблюдение этих требований проверяют подразделения ГИБДД МВД России при проведении государственного технического осмотра автотранспортных средств[14]. Государственная политика России направлена на поэтапный переход в ближайшей перспективе к более жестким европейским нормам токсичности автомобильных двигателей — нормам EURO.

Проблемы экологии начиная со второй половины XX в. относятся к одному из важнейших направлений международной деятельности. Принципы международного экологического сотрудничества определены Декларацией Стокгольмской конференции ООН (1972) по проблемам окружающей среды. Во исполнение рекомендаций Стокгольмской конференции резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН учреждена международная организация — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). К числу других организаций, занимающихся вопросами международного сотрудничества в области экологии, относятся Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП, учрежден в 1948 г. как неправительственная организация) и Всемирная организация

Похожие материалы

Информация о работе