Экономика железнодорожного транспорта исследует действие в транспортной сфере в целом и на железнодорожном транспорте объективных экономических законов, присущих всем общественно-экономическим формациям: закона стоимости, закона экономии времени, закона неуклонного роста производительности труда и распределения благ в соответствии с количеством труда и его качеством, закона соответствия производственных отношений характеру развивающихся производительных сил и других законов.
Экономика железнодорожного транспорта широко опирается на знание его техники и технологии, размещения производства, планирования и организации деятельности во взаимодействии с другими конкурирующими видами транспорта.
Методы познания экономических явлений вообще призваны раскрывать сущность, выявлять глубинные зависимости и законы, выражая их в определенных категориях и экономических понятиях. Существует несколько методов познания. Общепризнанными научными методами экономики железнодорожного транспорта являются метод диалектического и исторического материализма, который помогает проникать в суть противоречий, породивших экономические явления и процессы и определяющих характер их развития, что, в свою очередь, позволяет оценить последствия принимаемых решений, выработать стратегию управления процессами и явлениями в будущем; а также системный метод.
Диалектика позволяет исследовать проблемы перехода количества в качество и наоборот. Экономисту, менеджеру и инженеру-транспортнику особенно важно умело владеть диалектикой и широко ее использовать применительно к сложным условиям работы железнодорожного и других взаимодействующих, сотрудничающих и конкурирующих с ним видов транспорта. Чрезвычайно важно, чтобы ученые и практики, опираясь на достигнутый уровень познания, делали новые обобщения, выводили новые понятия. Достигнутый этап обобщения требует дальнейшего углубленного познания сделанных обобщений. Поскольку процесс познания безграничен, то и процесс движения от абстрактного к конкретному непрерывен. К принципам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез, единство количественного и качественного анализа.
Качественный анализ в экономике любого уровня и любой отрасли — это теоретический, сущностный анализ. В свою очередь, этот анализ дополняется количественными характеристиками, что позволяет более осязаемо представить суть качественного анализа.
Экономика железнодорожного транспорта в своих исследованиях и практической деятельности широко использует многие конкретные научные методы и приемы выбора решений, такие как программно-целевой и балансовый, системного подхода в экономическом анализе, экономико-математические методы оптимизации решений и статистические, а также методы исследования операций, экспертных, рейтинговых оценок и другие.
1. Составление годового плана перевозок грузов
Разработку этого раздела единого транспортного плана начинают с заполнения схемы отделения железной дороги исходными данными по погрузке и выгрузке, приему и сдаче грузов, длине участков. Исходная информация представлена на рис. 1 и в табл. 1 и 2.
Рис. 1
Таблица 1. Длина участков, км.
Участок |
Вариант 5 |
А-Б |
100 |
Б-В |
200 |
Таблица 2. Прием грузов с соседних отделений, тыс. т в год.
Станция |
Вариант 7 |
А |
16000 |
В |
11000 |
Сдача грузов по стыковым станциям А и В рассчитывается следующим образом: из суммы приема и отправления вычитается прибытие груза по всем станциям и участкам отделения железной дороги. Нанесем исходные данные на рис 2.
Рис. 2.
Схема движения груза строится по направлениям следующим образом:
1. Движение от станции А к станции В:
· Ст. А принимает 16000, погружает 2000 и выгружает 2500 тыс.т. Таким образом, в направлении А - Б со ст. А выйдет грузопоток в размере 16000+2000-2500=15500 тыс.т.
· На участке А-Б осуществляется погрузка в объеме 200, выгрузка - 300 тыс. т. Ст. Б примет грузопоток в размере 15500+200-300=15400 тыс, т.
· Ст. Б принимает 15400, погружает 500 и выгружает 600 тыс.т. Таким образом, в направлении Б - В со ст. Б выйдет грузопоток в размере 15400+500-600=15300 тыс. т.
· На участке Б – В осуществляется погрузка в объеме 400, выгрузка – 600 тыс.т. Ст. В примет грузопоток в размере 15300+400-600=15100 тыс, т.
· Ст. В принимает 15100, погружает 900 и выгружает 1000 тыс. т. Со ст. В выйдет грузопоток в размере 15100+900-1000=15000 тыс. т.
2. Движение от станции В к станции А:
· Ст. В принимает 11000, погружает 600, выгружает 800 тыс.т. В направлении В-Б со ст. В выйдет грузопоток в размере 11000+600-800=10800 тыс.т.
· На участке В-Б осуществляется погрузка в объеме 300, выгрузка - 200 тыс. т. Ст. Б примет грузопоток в размере 10800+300-200=10900 тыс.т.
· Ст. Б принимает 10900, погружает 300, выгружает 400 тыс.т. В направлении Б-А со ст. Б выйдет грузопоток в размере 10900+300-400 = 10800 тыс. т.
· На участке Б-А осуществляется погрузка в объеме 100, выгрузка - 200 тыс. т. Ст. А примет грузопоток в размере 10800+100-200 = 10700 тыс. т.
· Ст. А принимает 10700, погружает 1300 и выгружает 1800 тыс. т. Со ст. А выйдет грузопоток в размере 10700+1300-1800 = 10200 тыс. т.
На базе разработанной схемы перевозок определяется перевозочная работа отделения дороги: Перевозка = Отправление + Прием = Прибытие + Сдача.
Следует отметить, что прием и сдача будут только по стыковым станциям, а отправление и прибытие - по станциям и участкам. Расчет показателей работы записан в табл. 3.
Таблица 3. Перевозочная работа отделения дороги, тыс. т.
Станция, участок |
Прием |
Отправление (погрузка) |
Перевозка |
Прибытие (выгрузка) |
Сдача |
А |
16000 |
3300 |
- |
4300 |
10200 |
А-Б |
- |
300 |
- |
500 |
- |
Б |
- |
800 |
- |
1000 |
- |
Б-В |
- |
700 |
- |
800 |
- |
В |
11000 |
1500 |
- |
1800 |
15000 |
Итого |
27000 |
6600 |
33600 |
8400 |
25200 |
После этих расчетов нужно провести проверку величины работы каждой станции по формуле:
Прием + Погрузка = Сдача + Выгрузка (1)
27000+6600=8400+25200
33600=33600 => условие (1) выполняется.
Величина рассчитанной перевозочной работы отделения распределяется по видам сообщения - прямое и местное.
Прямое сообщение = Ввоз + Вывоз + Транзит. (2)
Ввоз - это перевозка грузов, отправленных с других отделений на данное отделение. Вывоз - перевозка грузов с данного отделения на другие. Транзит - перевозка грузов через данное отделение. Для распределения перевозок по сообщениям необходимо в соответствии с заданной долей груза, вывозимого за пределы рассматриваемого отделения, к общей величине отправления найти размер вывоза.
Для нашего примера суммарная величина отправления составляет 6600 тыс.т, а доля грузов, следующих на вывоз, - 35 %.
Значит, вывоз равен
6600*0,35 = 2310 тыс. т.
Затем определяются остальные показатели:
Местное сообщение = отправление-вывоз (3)
6600-2310=4290 тыс. т
Транзит = сдача - вывоз (4)
25200-2310=22890 тыс. т.
Ввоз = прием-транзит (5)
27000-22890=4110 тыс.т.
Полученные значения по видам сообщения заносят в табл. 4.
Таблица 4. Перевозки по видам сообщения, тыс.т.
Прямое сообщение |
Местное сообщение |
Всего |
|||
Ввоз |
Вывоз |
Транзит |
Итого |
||
4110 |
2310 |
22890 |
29310 |
4290 |
33600 |
Для расчета грузооборота в тонно-километрах следует рассчитать среднюю густоту движения в тыс.т по участкам, которая равна среднеарифметической величине входящего и выходящего с участка грузопотока.
Средняя густота грузового потока на участке туда:
· А-Б =15450 тыс.т.
· Б-В =15200 тыс.т.
Средняя густота грузового потока на участке обратно:
· В-Б =10850 тыс.т.
· Б-А =10750 тыс.т.
Грузооборот в эксплуатационных тонно-километрах нетто определяется
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.