Когда же разгорелся скандал между Словенией и Хорватией ФРГ поставлял оружие обеим сторонам, несмотря на объявленное ООН эмбарго на поставки оружия. То же самое повторилось и во время конфликта в Боснии и Герцеговине.
Рассматривая вопрос, почему немцы не поддержали сербов, не следует сбрасывать со счетов и вероисповедание. Сербы и черногорцы исповедуют православие, а хорваты и словенцы – католики.
Главной внешнеполитической целью ФРГ было последовательное обеспечение полного равноправия с другими державами-победительницами во второй мировой войне через 50 лет после её окончания. Она могла быть достигнута только при сбалансированном отношении к враждующим сторонам локальных конфликтов и активного сотрудничества со всеми участницами переговорного процесса для мирного урегулирования. Ситуация в Косово создала хорошие предпосылки для этого. Заинтересованность ФРГ в как можно наиболее скором разрешении конфликта исходила из огромного наплыва беженцев из стран бывшей Югославии. Всячески поддерживая США в их желании сыграть ключевую роль в диалоге с Сербией и Черногорией (как это уже случилось в Боснии и Герцеговине), ФРГ, тем не менее, не отрицала необходимости участия России в этом переговорном процессе.
В целом позиция Германии сводилась к тому, чтобы сохранить территориальную целостность Югославии, изменить статус-кво автономии Косово, а также немецкое правительство осуждало применение силы любой из сторон. Тем не менее, ФРГ приняла довольно широкое участие в боевых действиях НАТО против Югославии. В боснийском конфликте её участие не было столь велико. Следует отметить, что на Италию и Германию легла вся тяжесть приёма косовских беженцев. В частности, ФРГ взяла на себя трудную задачу оказания гуманитарной помощи жертвам конфликта со стороны Европейского Союза.
На сегодняшний день после объединения и, конечно же, окончания холодной войны Германия является основным инициатором обновления НАТО, её активным участником военных операций блока. Основную роль такой позиции играет теснейшая взаимосвязь историй НАТО с историей Германии. ФРГ на данный момент является опорной точкой в диалоге между Москвой и Вашингтоном, так как очень внимательно относится к запросам и позициям Москвы в отношениях с НАТО.
1.3. Концептуальные основы внешней политики ФРГ
в 2004-2016 гг.
Внешняя политика Федеративной Республики Германия представляет собой систему экономических, военных и культурно-идеологических связей с зарубежными государствами, которые осуществляются на двусторонней и многосторонней основе с учетом международной обстановки, роли и места ФРГ в мировом сообществе и факторов внутриполитического развития. Справедливо замечают исследователи современности, что для нынешней внешней политики Германии характерна ситуация, когда, с одной стороны, номинально отсутствуют официальные стратегические документы, которые могли определять цели, методы, основные направления германской внешней политики, ее перспективные, текущие задачи (как, например, периодически обновляемая «Стратегия национальной безопасности США» или «Концепция внешней политики РФ»), а также методы достижения целей. С другой стороны, очевидно, что Германия со своей новой внешней политикой стремится к глобальному позиционированию и претендует на ведущую роль в ЕС, что невозможно без детально проработанной внешнеполитической стратегии [15]. По многим причинам данная ситуация объясняется желанием Германии избежать упреков в реваншизме, возрождении немецких глобальных амбиций, в том числе опирающихся на военно-политическое присутствие, что обусловлено всем ходом истории развития ФРГ. Стратегические программные установки политических партий, стоящих в конкретно-исторический момент у власти, очень сильно влияют на внешнеполитический курс страны. Внешняя политика ФРГ, её концептуальные основы и заметная трансформация с момента образования ФРГ 23 мая 1949 г. и по настоящее время вызывает особенный интерес у множества исследователей и аналитиков. В первые годы после образования ФРГ страна была зависима от желаний и интересов США, Великобритании и Франции. Её внешнеполитические функции были изъяты и поставлены под их контроль. ФРГ запрещалось иметь самостоятельного министерства, которое бы занималось внешнеполитической деятельностью и достойно представляло Германию на мировой арене. И только 15 марта 1951 года, спустя почти два года после образования ФРГ, Германии было разрешено создать немецкий МИД, который перенял на себя функции Службы внешних сношений в ведомстве федерального канцлера [16].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.