Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что взаимодействие ЕС и НАТО не всегда происходит гладко. Разные политические цели, интересы, приоритеты, разное видение роли и задач каждого блока ограничивают и даже мешают их совместной плодотворной работе, порождая конфликты и споры, которые могут затянуться и привести к ненужным последствиям. На основе описанных выше исследований можно утверждать, что практическое содержание сотрудничества не соответствует декларативному уровню. Все позиции партнёрства реализуются лишь в том случае, когда у обоих блоков совпадают позиции стран-членов и на практике организации могут быстро прийти к решению относительно сфер деятельности и влияния.
Далее затронем взаимоотношения ЕС и НАТО после «холодной войны». Можно с уверенностью сказать, что взаимоотношения Европейского союза и Североатлантического Альянса поcле окончания «холодной войны» претерпели значительные изменения в контексте евроатлантической безопасности. Главной целью взаимодействия организаций стало развитие Евросоюзом Европейской Политики в Области Безопасности, определение соответствующей европейской политики НАТО и налаживание двусторонних связей между союзами. С самого начала этот процесс характеризовался зависимостью Брюсселя от Вашингтона, но через некоторое время процесс трансформировался во взаимозависимость.
Взаимодействия отношений ЕС и НАТО в евроатлантическом регионе можно назвать противоречивыми и даже в чем-то контрпродуктивным. С одной стороны, это сотрудничество, с другой — политическая конкуренция, которая набирает обороты из-за несоответствия взглядов по вопросам сферы влияния, действий усиливающаяся, а также институционально заложенного дублирования функций в ряде сфер. Блоки оказались не приспособлены к налаживанию диалога между собой из-за конкуренции, как уже было сказано выше. Это подтверждают проблемы в миссии «Алтея» и сложности в договорённостях в Судане. На сегодняшний день потребность в конкуренции между блоками не изменились, эта тенденция с годами становится преобладающей по всем направлениям взаимодействия блоков.
Можно прийти к заключению, что, хотя сегодня ЕС и НАТО развивают взаимодействие по ряду направлений, в системе евроатлантической безопасности результаты сотрудничества остаются недостаточными. Взаимоотношения организаций на практическом уровне не соответствуют заявленному декларативно стратегическому партнерству: нарастает их функциональная взаимозаменяемость, что ведет к возникновению элементов деструктивной конкуренции в подходах к таким сферам деятельности, как миротворчество и противодействие новым угрозам безопасности.
1.3. Позиция ФРГ в ключевых операциях НАТО в 2004-2016 гг.
Германия всегда выступала против неограниченного боевого использования потенциала НАТО вдали от её зоны ответственности вне зависимости от партийного состава Правительства. В первую очередь такой зоной был Ближний Восток. Примером этой ситуации могут служить боевые действия, которые НАТО развернуло в 2003 году во время иракских событий. Германия отказалась как от военной, так и политической поддержки намерений США. ФРГ прекрасно понимала, что, не поддержав намерений Штатов, Берлин попадёт «в немилость» к лидеру НАТО. А во время военно-политических конфликтов в Ливии (2011) и Сирии (2013) официальный Берлин стремился избежать боевого использования бундесвера, несмотря на ухудшение отношений с США. Отношения между Берлином и Вашингтоном уже начинали портиться, так как Германия воздерживалась от каких бы то ни было вмешательств в конфликты других стран, сохраняя и уважая их суверенитет. Рассмотрим пример позиции Германии по интервенции Ливии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.