Также нужно сразу расставить акценты значимости, предлагая ту или иную тему для проекта, после этого обязательно нужно сформулировать проблему, стоящую перед учеником.
Как отмечает О. Н. Ломакина [Ломакина, 2003, с. 14], изучив методические разработки можно сказать, что при написании планов-конспектов учителя выделяют основные этапы работы по методу проектов:
· 1-й - погружение в проект;
· 2-й - организация деятельности;
· 3-й - осуществление деятельности;
· 4-й - презентация результатов.
На первом этапе учитель ставит перед учащимися проблему, над которой предстоит работать. В своей работе по методу проектов учащиеся должны выяснить проблему проекта (почему это важно для меня?), поставить цель (зачем мы делаем проект?), выдвинуть задачи проекта (что для этого мы будем делать?), найти методы и способы (как мы это сможем сделать?) и предъявить результат (что получилось, как решена проблема?). Далее класс разбивается на рабочие группы, если в классе есть сильные учащиеся, то они, как правило, выбирают индивидуальные проекты.
На втором этапе учитель помогает организовать проектную деятельность, консультирует учащихся, но нужно стараться не решать вопросы за учеников, если даже они выбрали неправильный путь. Дать учащимся возможность самостоятельно решить учебную проблему.
На третьем этапе каждая группа начинает осуществлять деятельность по решению поставленной проблемы, поиск источников информации, оформление работы, разрабатывает план презентации своей работы. На этом этапе учитель консультирует учащихся.
Четвертый этап – презентация результатов. На данном этапе подводятся итоги работы учащихся по методу проектов, выбирается лучший проект, каждый учащийся должен получить оценку своей проектной деятельности. Для того чтобы выявить лучший проект по данной теме, организуется работа экспертной группы.
В 7 классе лучше всего, конечно, организовывать работу в группах, так ученики становятся более сплоченными, таким образом им намного легче работать. Уже в старших классах ученики справляются самостоятельно, в этом случае, лучше давать индивидуальные темы по разработке проекта.
Положительной стороной метода проектов является то, что ученики сами организовывают свою деятельность, учатся ее планировать, работают со статьями, с научными исследованиями ученых.
Мы считаем, что учителю необходимо направлять учеников в правильное русло, но, ни в коем случае не помогать им, так как проект – это самостоятельная творческая работа.
Теоретическое мышление формируется не у всех. У разных учащихся может быть разный уровень и качество его реальной сформированности. В целом, для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими.
Контролируемой и управляемой становится речь, причем в некоторых лично значимых ситуациях подростки особенно стремятся говорить красиво, правильно. Необходимо стремиться развивать грамотную, математически правильную речь с первых уроков.
Развивается умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале.
Каждый проект должен быть законченным и выслушанным учителем, как мы знаем законченность проекта появляется на презентации.
По-нашему мнению, учитель должен учить учеников анализировать проделанную работу, как свою, так и уметь оценивать работы своих одноклассников.
Для учителей должно быть важным не только сам результат проекта, то есть, например, макет какого-либо города, дома, сделанное украшение своими руками, но и сам процесс, в котором участвовали все ученики. Ведь учителей, прежде всего, интересует, как работали дети, в чем и как реализовали себя, как проходила их самостоятельная деятельность, что нового для себя узнали, какие умения и навыки приобрели, проделывая свою творческую работу.
Результатом работы будет являться способ решения поставленной перед учеником проблемы. В защите своей работы, то есть в защите презентации ученик предъявляет рост своей компетенции, а также самоанализа.
Для успешной защиты презентации можно предложить ученику кратко изложить свои мысли, правильно и уверенно построить речь, обязательно приготовить наглядность своего продукта, рассказать с какими проблемами и сложностями он встретился при выполнении проекта.
Во время проведения презентации нужно поддерживать ученика положительно и адекватно оценивать результаты выполненного проекта. Ни в коем случае, нельзя сразу говорить о неправильности проведения презентации, о неправильном продукте, нужно поддерживать положительную тональность в оценке результатов, какими бы мизерными они ни казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию по оценке предъявленного. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Именно проектная деятельность в группах воспитывает и развивает
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.