Редуктор цилиндрический.Проверка работоспособности подшипников, установленных на выходном валу

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Таким образом, допускаемое контактное напряжение [sH]1= 552,7 МПа.

Допускаемые напряжения изгиба определяются по зависимости

, где  – базовый предел изгибной выносливости зубьев,

 =1,75 – коэффициент безопасности,

 – коэффициент долговечности,

 – коэффициент учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки.

Базовый предел изгибной выносливости зубьев для улучшенных колес с твердостью HB < 350 определяется по зависимости

sFlimb = 1,8 HB,   что составляет

– для шестерни  ,

– для колеса       .

Коэффициент учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки – при односторонней (нереверсивной) нагрузке.

Фактическое число циклов нагружения при постоянной нагрузке

.

Для шестерни – об

Для колеса     – об

Найдем для зубьев колеса коэффициенты долговечности , учитывая, что число циклов нагружения зуба колеса

NF2 =570×106 >=4×106,

NF1 =126×106 >=4×106

где =4×106 циклов – базовое число циклов по изгибным напряжениям для стали 45, следовательно, коэффициенты долговечности

КFL1 = 1 и KFL2 = 1.

Подставляя значения параметров, находим допускаемые напряжения изгиба

– для шестерни ,

– для колеса     .

2.3 Геометрический расчёт зубчатых колёс

В результате геометрического расчета косозубых цилиндрических колес (без смещения) определим следующие их параметры (рисунок 2): межосевое расстояние, модуль зубьев m, числа зубьев шестерни z1 и колеса z2, делительные диаметры шестерни  и колеса , диаметры окружности вершин  и , диаметры окружности впадин  и , ширина венцов колеса  и шестерни .

В косозубых передачах стандартных редукторов для шестерни принимают направление зуба левое, для колёс – правое.

Чтобы показать направление зубьев зубчатого колеса, на изображении поверхности зубьев наносят (как правило, вблизи оси) три сплошные тонкие линии с соответствующим наклоном. На изображении зубчатого зацепления направление зубьев указывают на одном из элементов зацепления.

Зацеп для задачи

Рисунок 2 - Параметры цилиндрических колес

1) Рассчитаем предварительно межосевое расстояние, выбрав коэффициент ширины колеса =0,4; полагая, что  пара расположена симметрично опорам:

, где  Ка – коэффициент, для косозубой Ка = 430 МПа1/3;

u – передаточное число редуктора, u = 4,52;

T2 – вращающий момент на валу колеса, T2 = 118,24 Н·м;

[σH] - допускаемое контактное напряжение, [σH] = 491 МПа;

 – коэффициент ширины венца зубчатого колеса, =0,4;

 – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине венца зубчатого колеса, определяемый в зависимости от расположения колеса по отношению к опорам и коэффициента ширины колеса =1,3

мм

2) Найдем предварительно делительный диаметр шестерни

3) Зададим число зубьев шестерни, учитывая, что zmin =17cos3β:

z1=17

Из рекомендуемого диапазона углов наклона зубьев β=7…23° принимаем β=10°.

4) Подберем из стандарта величину модуля зубьев, для этого предварительно рассчитаем торцовый модуль

Предварительное значение нормального модуля

 мм

Из ГОСТ 9563-60  (стандартный ряд m: 1; 1,25; 1,5; 1,75; 2; 2,25; 2,5; 2,75; 3; 3,5; 4; 4,5; 5; 5,5; 6; 7)

mn =2,25 мм

5) Найдем число зубьев сопряженного колеса

,

z2 = 77.

6) Рассчитаем геометрические параметры проектируемой передачи при модуле зубьев m=2,25 мм, числах зубьев шестерни z1=17 и колеса z2=77:

Фактическое передаточное число

4,52

Отклонение от заданного передаточного числа

0

Диаметры делительных окружностей

,

,

Межосевое расстояние

.

Конструктивное межосевое расстояние aw не должно отличаться от aw более, чем на 3%.

 

Диаметры окружностей вершин

,

,

Диаметры окружностей впадин

,

,

Ширину венца шестерни  назначаем больше ширины венца колеса  с целью облегчения сборки механизма.

==0,4·107,72=43,088 мм

=47,4 мм

В таблице 2 приведены основные параметры зубчáтой передачи.

На рисунке 3 проставим рассчитанные геометрические параметры зубчатой пары: aw, d1, d2, da1, da2, b1, b2.

Окружная скорость вращения колёс в полюсе зацепления (на делительном диаметре)

Принимаем степень точности изготовления зубчатых колес 9-В (ГОСТ 1643-81), что означает 9-ю степень кинематической точности, плавности и контакта зубьев;  вид сопряжения В (нормальный боковой зазор).

Таблица 2 - Основные параметры зубчáтой передачи 

Наименование параметра и размерность

Обозначение

Значение

Момент на ведомом валу,

Т2

118,24

Частота вращения вала,

– ведущего

– ведомого

n1

n2

950

210

Межосевое расстояние, мм

aw

107,72

Число зубьев

– шестерни

– колеса

z1

z2

17

76,84

Модуль зубьев нормальный, мм

mn

2,25

Передаточное число

U

4,52

Материал колес, термообработка

cталь 45,  улучшение

Твердость рабочих поверхностей зубьев

– шестерни

– колеса

НВ1

HB2

269

235

Тип передачи

Косозубая

Угол наклона  зуба, град, мин, с

Β

10

Диаметры делительных окружностей, мм

– шестерни

– колеса

d1

d2

39,03

176,41

Ширина зубчатого венца, мм

– шестерни

– колеса

b1

b2

47,4

43,088


                            176,4     170,785                                                  180,91

                                                                                                                          107,72

                             39,03      33,405                                                           43,53 

Рисунок 3 – Геометрические параметры зубчатой пары


2.4 Проверка зубьев на контактную и изгибную выносливость

Проверку зубьев на контактную выносливость проведем по формуле

, где K – коэффициент, равный для косозубой К=270;

Т2 –  момент 118,24 (Н×мм);

=  = – ширина венца колеса в мм;

, при симметричном расположении зубчатой пары относительно опор =1,3:

=270·=13,59 МПа

Контактная выносливость обеспечена.

Проверку зубьев на изгибную выносливость проведем по формуле

, где допускаемое изгибное напряжение  в МПа; момент   в Н×мм;

= =1,3;

 =4,27– коэффициент формы зуба, зависящий от эквивалентного числа зубьев.

=17,68

zv

17

20

22

24

26

28

30

YF

4,27

4,07

3,98

3,92

3,88

3,81

3,80

===80,8 МПа

Изгибная выносливость обеспечена.


3 Эскизная компоновка механизма

3.1 Предварительный расчёт валов

Эскизная компоновка редуктора выполняется в два этапа. На первом этапе выявляется расположение деталей в корпусе; определяются расстояния между деталями, ориентировочные диаметры ступеней валов, месторасположение опор и расстояния между средними плоскостями колес и опорами.

На втором этапе разрабатывается конструкция колес, валов, подшипниковых

Похожие материалы

Информация о работе