Таким образом, допускаемое контактное напряжение [sH]1= 552,7 МПа.
Допускаемые напряжения изгиба определяются по зависимости
, где – базовый предел изгибной выносливости зубьев,
=1,75 – коэффициент безопасности,
– коэффициент долговечности,
– коэффициент учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки.
Базовый предел изгибной выносливости зубьев для улучшенных колес с твердостью HB < 350 определяется по зависимости
sFlimb = 1,8 HB, что составляет
– для шестерни ,
– для колеса .
Коэффициент учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки – при односторонней (нереверсивной) нагрузке.
Фактическое число циклов нагружения при постоянной нагрузке
.
Для шестерни – об
Для колеса – об
Найдем для зубьев колеса коэффициенты долговечности , учитывая, что число циклов нагружения зуба колеса
NF2 =570×106 >=4×106,
NF1 =126×106 >=4×106
где =4×106 циклов – базовое число циклов по изгибным напряжениям для стали 45, следовательно, коэффициенты долговечности
КFL1 = 1 и KFL2 = 1.
Подставляя значения параметров, находим допускаемые напряжения изгиба
– для шестерни ,
– для колеса .
В результате геометрического расчета косозубых цилиндрических колес (без смещения) определим следующие их параметры (рисунок 2): межосевое расстояние, модуль зубьев m, числа зубьев шестерни z1 и колеса z2, делительные диаметры шестерни и колеса , диаметры окружности вершин и , диаметры окружности впадин и , ширина венцов колеса и шестерни .
В косозубых передачах стандартных редукторов для шестерни принимают направление зуба левое, для колёс – правое.
Чтобы показать направление зубьев зубчатого колеса, на изображении поверхности зубьев наносят (как правило, вблизи оси) три сплошные тонкие линии с соответствующим наклоном. На изображении зубчатого зацепления направление зубьев указывают на одном из элементов зацепления.
Рисунок 2 - Параметры цилиндрических колес
1) Рассчитаем предварительно межосевое расстояние, выбрав коэффициент ширины колеса =0,4; полагая, что пара расположена симметрично опорам:
, где Ка – коэффициент, для косозубой Ка = 430 МПа1/3;
u – передаточное число редуктора, u = 4,52;
T2 – вращающий момент на валу колеса, T2 = 118,24 Н·м;
[σH] - допускаемое контактное напряжение, [σH] = 491 МПа;
– коэффициент ширины венца зубчатого колеса, =0,4;
– коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине венца зубчатого колеса, определяемый в зависимости от расположения колеса по отношению к опорам и коэффициента ширины колеса =1,3
мм
2) Найдем предварительно делительный диаметр шестерни
3) Зададим число зубьев шестерни, учитывая, что zmin =17cos3β:
z1=17
Из рекомендуемого диапазона углов наклона зубьев β=7…23° принимаем β=10°.
4) Подберем из стандарта величину модуля зубьев, для этого предварительно рассчитаем торцовый модуль
Предварительное значение нормального модуля
мм
Из ГОСТ 9563-60 (стандартный ряд m: 1; 1,25; 1,5; 1,75; 2; 2,25; 2,5; 2,75; 3; 3,5; 4; 4,5; 5; 5,5; 6; 7)
mn =2,25 мм
5) Найдем число зубьев сопряженного колеса
,
z2 = 77.
6) Рассчитаем геометрические параметры проектируемой передачи при модуле зубьев m=2,25 мм, числах зубьев шестерни z1=17 и колеса z2=77:
Фактическое передаточное число
4,52
Отклонение от заданного передаточного числа
0
Диаметры делительных окружностей
,
,
Межосевое расстояние
.
Конструктивное межосевое расстояние aw не должно отличаться от a’w более, чем на 3%.
Диаметры окружностей вершин
,
,
Диаметры окружностей впадин
,
,
Ширину венца шестерни назначаем больше ширины венца колеса с целью облегчения сборки механизма.
==0,4·107,72=43,088 мм
=47,4 мм
В таблице 2 приведены основные параметры зубчáтой передачи.
На рисунке 3 проставим рассчитанные геометрические параметры зубчатой пары: aw, d1, d2, da1, da2, b1, b2.
Окружная скорость вращения колёс в полюсе зацепления (на делительном диаметре)
Принимаем степень точности изготовления зубчатых колес 9-В (ГОСТ 1643-81), что означает 9-ю степень кинематической точности, плавности и контакта зубьев; вид сопряжения В (нормальный боковой зазор).
Таблица 2 - Основные параметры зубчáтой передачи
Наименование параметра и размерность |
Обозначение |
Значение |
Момент на ведомом валу, |
Т2 |
118,24 |
Частота вращения вала, – ведущего – ведомого |
n1 n2 |
950 210 |
Межосевое расстояние, мм |
aw |
107,72 |
Число зубьев – шестерни – колеса |
z1 z2 |
17 76,84 |
Модуль зубьев нормальный, мм |
mn |
2,25 |
Передаточное число |
U |
4,52 |
Материал колес, термообработка |
cталь 45, улучшение |
|
Твердость рабочих поверхностей зубьев – шестерни – колеса |
НВ1 HB2 |
269 235 |
Тип передачи |
Косозубая |
|
Угол наклона зуба, град, мин, с |
Β |
10 |
Диаметры делительных окружностей, мм – шестерни – колеса |
d1 d2 |
39,03 176,41 |
Ширина зубчатого венца, мм – шестерни – колеса |
b1 b2 |
47,4 43,088 |
176,4 170,785 180,91
107,72
39,03 33,405 43,53
Рисунок 3 – Геометрические параметры зубчатой пары
Проверку зубьев на контактную выносливость проведем по формуле
, где K – коэффициент, равный для косозубой К=270;
Т2 – момент 118,24 (Н×мм);
= = – ширина венца колеса в мм;
, при симметричном расположении зубчатой пары относительно опор =1,3:
=270·=13,59 МПа
Контактная выносливость обеспечена.
Проверку зубьев на изгибную выносливость проведем по формуле
, где допускаемое изгибное напряжение в МПа; момент в Н×мм;
= =1,3;
=4,27– коэффициент формы зуба, зависящий от эквивалентного числа зубьев.
=17,68
zv |
17 |
20 |
22 |
24 |
26 |
28 |
30 |
YF |
4,27 |
4,07 |
3,98 |
3,92 |
3,88 |
3,81 |
3,80 |
===80,8 МПа
Изгибная выносливость обеспечена.
Эскизная компоновка редуктора выполняется в два этапа. На первом этапе выявляется расположение деталей в корпусе; определяются расстояния между деталями, ориентировочные диаметры ступеней валов, месторасположение опор и расстояния между средними плоскостями колес и опорами.
На втором этапе разрабатывается конструкция колес, валов, подшипниковых
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.