О творчестве А. Алимжанова писали и за рубежом. К примеру, Штрадер Р. го Германии посвятил рецензию "Роман о поэте", в 1971 году газета "Казах эдебие-ri" перепечатала статью "Планета тынысы" (Облик планеты) из индийского журнала "Совет лэнд", в декабре 1988 года о пребывании публициста в США сообщают своим читателям газеты -"Тайме" и "Post tribune".
Еще при жизни он издавал свои сборники репортажей, статей и очерков, куда входили его выступления и по вопросам литературы, искусства, которые становились объектом пристального внимания со стороны критиков. В 1998 году была защищена первая диссертация Рустемовой K.P. по теме "Концепция человека и история в прозе Ануара Алимжанова" на соискание ученой степени доктора филологических наук. Данная работа берет объектом исследования прозу Алимжанова А., то есть его художественные произведения.
На сегодняшний день можно говорить об определенном уровне изученности творческого наследия Ануара Алимжанова. Вместе с тем, все перечисленные работы не следует рассматривать как монографические. До сих пор не было капитального труда, обстоятельного, монографического исследования, посвященного непосредственно журналистской деятельности, содержанию и особенностям его публицистики, который бы систематизировал и обобщал, а также давал бы объективную оценку публицистическим произведениям Алимжанова А.
Во многих работах критики и ученые рассматривали творчество известных публицистов с позиции марксизма-ленинизма. Их оценку нельзя сбрасывать со счетов. Однако, после радикальных перемен в жизни общества, во взглядах нового поколения, требуется современная оценка деятельности и творчества этих же публицистов с позиции сегодняшнего дня.
Н.Ровенский, прослеживая творчество А.Алимжанова, анализирует то, как он начинает писать об истории Востока: «Из каждой поездки он привозил новые произведения. Сначала это были точные зарисовки интересных событий и человеческих типов, путевые очерки об архитектурных памятниках и социальных противоречиях современной Европы. Но за пестротой наблюдений и впечатлений у Алимжанова постепенно нарастал интерес к истории Востока». После посещения стран Европы, Азии и Африки писатель обратил свой взор к Азии. Какие страсти проносились над утомленными зноем просторами, какие социальные трагедии разыгрывала история? Как возникали книги Авиценны и овеянная нежной печалью гробница Тадж-Махал? Почему сохранился мертвый город Фатехпур и навсегда исчез полный жизни Отрар?
Пытаясь ответить на эти вопросы, А.Алимжанов становится исследователем, дополняя свидетельства старых книг собственными наблюдениями и выводами. Он ведет своего читателя в страну знаний, истории и древности. Определяющим в его прозе становится концепт пути, Дорога людей. «От проблем самоопределения Ануар Алимжанов переходит к проблеме соотношения Истины и Веры, Воли и Силы, Силы и Разума и другим вековечным вопросам, которые, в конечном счете, приводят к проблеме возникновения Космоса и Хаоса и возвращения разрушенного Космоса в первоначальный Хаос. В кругу этих вопросов стоит вопрос о месте художника, его долге, обязанности перед современниками и потомками».
Прошлое в его книгах воскресает, пробуждается силою хорошо «поставленного» исторического воображения. Н.Ровенский находит точный поэтический образ: «Следы ушедших по старым дорогам «укрыты пылью веков. Но их можно оживить в своем воображении и попробовать пройти по ним», бережно снимая покрывало с тех далеких дней, как влажный ветер в полдень снимает сонливость со старого цветка». Здесь сформулирован творческий принцип Алимжанова: бережно вскрывать покровы времени.
В творчестве А. Алимжанова представлены все эпические жанры: роман, повесть, рассказ, очерк. В повести «Сувенир из Отрара» он показывает Индию не экзотическую, а трагическую — средневековый мир со звездочетами и колдунами, астрологами и странствующими святыми. Султану Акба-ру — одному из Великих Моголов, господствовавших в Северной Индии, понадобилось в честь очередной из своих побед построить новую столицу, которая не уступала бы по архитектуре, блеску и роскоши лучшим столицам мира. Город возведен, но жители его покидают, задыхаясь от жажды и жары. Таков сюжет повести. Фатехпур мертв. Так, «размышляя о прошлом, устанавливая связь времен и народов, их духовную преемственность, писатель помогает нам услышать предостерегающие голоса истории».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.