МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет»
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ПОЛИТИКИ
Кафедра истории России
Курсовая работа
на тему:
«Международные связи России в XVI-XVII веках в контексте изменения государственной идеологии»
Работу выполнила:
студентка 1 курса очного отделения
Научный руководитель:
_______________________
к.и.н., доц.
_______________________
Подпись студента, число
Москва-2017
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………...3
2. Теоретическая часть - Раздел I:
2.1. Московская идеология XVI в ………………………...………………7
2.2. О значении идеи «Москва – Третий Рим» …………………………...9
2.3. Идеология России XVII в……………………………………………..11
3. Теоретическая часть - Раздел II:
3.1. Культурные отношения России в XVI в……………………………..14
3.2. Русско-ливонские отношения………………………………………...16
3.3. Внешнеполитические связи с Западом……………………………....18
3.4. Внешнеполитические связи России в XVI вв..…………...………....20
3.5. Связи со шведами…………………………………………………......23
4. Заключение………………………………………………………………..25
5. Список использованной литературы……………………………...…….27
1. Введение.
Актуальность исследования. Очень часто в изучении внешних связей России со странами Запада, Европы или Востока рассматриваются в контексте политических претензий на территории с целью выхода к морям для развития инфраструктуры страны. Однако, немногие исследователи уделяют внимание взаимосвязи политической идеологии страны и международных взаимоотношений. Обычно идеология страны на определенном этапе принимается как данность и отдельных работ по изучению изменений во внешних связях в контексте развития идеологии почти нет. Между тем исследование причинно-следственных аспектов в характере отношений России с отдельными странами в зависимости от политической идеологии является актуальным, так как научное осмысление прошлого, правдивое его освещение позволяет воспринимать и использовать на современном этапе лучшее, глубже осознавать ошибки и избежать их в будущем.
Историография.
История изучения теории «Москва – Третий Рим» и ее политического воплощения почти не получила отражения в отечественной науке. Однако, многие последние работы посвящены «доктрине Филофея», которая считается стержнем идеологии московского самодержавия.
К числу наиболее глубоких исследований об отражении данной теории в политической практике московского правительства долгое время относилась статься Н.С. Чаева[1]. Исследователь одним из первых обратился к изучению этой темы, которая в дальнейшем привлекла внимание А.А. Зимина, А.Л. Гольдберга, Р.П. Дмитриевой, Н.В. Синицыной.
Ученым определяется значение идеи «Москва – Третий Рим» как внутри России, так и за ее пределами. По словам Н.С. Чаева, целью данного «построения» явилось овладеть сознанием русского общества, сплотить даже самые отдаленные районы страны перед внешней опасностью и оправдать деятельность правительства по созданию централизованной монархии[2].
С помощью этого идеологического «построения» Русское государство пыталось обосновать свою политическую и религиозную независимость от Рима и Империи и уклониться от участия в союзе «христианских» государств против Турции. Отметив справедливость выводы об «ответном» характере теории на возможные предложения пап и императоров, Н.С. Синица, однако, возразила, что подобный ответ «давался на ином, не политическом уровне»[3].
Исследовательница оспорила и другие его тезисы. По ее мнению, Н.С. Чаевым дано чрезмерно широкое толкование теории, поскольку автором объединяются воедино сочинения Филофея, легендарная генеалогия великих князей и тексты, связанные с учреждением патриаршества. Ею отмечено, что Н.С. Чаев использовал в основном материалы второй половины XVI в.[4]
В книге И.У. Будовница «Русская публицистика XVI века» исследуется литературное творчество Филофея, освещаются основные предшествующие теории «третьеромизма» элементы (например, идеи «Повести о новгородском белом клобуке»), изучается внешнеполитическое значение теории в XV-XVI вв. Он склонен считать, что эта идея политическая, и ее появление связано с ростом национального самосознания, вызванного внешнеполитическими успехами России[5].
О.В. Трахтенбергом учение о «Москве – Третьем Риме» представлено в качестве кульминации окрепнувшего российского абсолютизма. Историк считает, что зачатки подобных идей можно встретить задолго до И.С. Пересветова, однако сколько-нибудь подробно на этом вопросе не останавливается[6].
В.С. Покровский утверждал, что необходимость создания рассматриваемой политической теории была продиктована стремлением оградить самостоятельность Московского государства от неоднократных попыток подчинить русскую церковь влиянию греков[7]. Он считал, что публицистика того времени была вся покрыта «религиозной оболочкой».
Видное место в изучении генезиса и бытования теории «Москва – Третий Рим» принадлежит ленинградскому историку А.Л. Гольдбергу, который в 1970-е гг. применил текстологический подход к рассмотрению возникновения, распространения и угасания «третьеромизма» в общественно-политических идеях русской книжности XVI-XVII столетий[8]. А.Л. Гольдберг обратил внимание на то, что старообрядческая литература по-иному стала толковать значение идеи «Москва – Третий Рим», а это породило неточности в ее интерпретации среди историков. Многие отечественные и зарубежные авторы (М.А. Дьяконов, П.Н. Милюков, Э. Тисс, И. Денисов) ошибочно утверждали, что указанная теория стала «духовной доминантой» Руси рубежа XVI-XVII вв. и определяла суть общественно-политической мысли России вплоть до XIX в[9]. Также им указывалось, что данная теория ни разу не прозвучала в каких
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.