Лебедь в древней мифологии символизировала бескрайнее небо, конь и утка означали солнце и воду, а излюбленный красный цвет — земное плодородие и стихию небесного огня и солнца.
Также можно встретить солнечные и лунные знаки, знаки, означающие живое разгорающееся солнце, знаки воды и дождя, громовой знак Перуна или другие оберегающие знаки; знаки изобилия и знаки пожелания добра, знаки неба и земли.
На прялках иногда встречается сюжет — всадник на коне или два коня под дугой («радугой-дугой»). Наши далекие предки могли представить себе радугу-дугу как оберег от огненных молниеносных стрел громовержца Перуна.
А когда узнали, что земля — шар, то радуга в их воображении превратилась в кольцо-оберег вокруг земли. Так и конская дуга, кроме утилитарного ее назначения, и колокольчик под дугой могли играть роль оберега от всего дурного, что мог встретить ямщик на своем пути.
А тот всадник на коне или два коня, бегущих по цветущему саду, что изобразил на прялке мастер, были также защищены радугой-дугой от злых сил.
Санями на Руси пользовались зимой и летом. По бездорожью, на ярмарку, для ямской езды, для праздничных катаний и свадебных выездов. И на прялках мы видим все эти сцены, как, например, чиновник сидит в кибитке нарядный, покуривает трубку, а ямщик на случке возвышается. Особенно хороши праздничные катания и свадебные выезды. Тут и нарядная сбруя, и дуга с золоченой росписью, виноградными гроздьями, розетками-солнышками, и расписные сани — все это имело большое значение в свадебном обряде. Персонажи росписи одеты в праздничные одежды новгородских бояр XVII века.
Призвание народного искусства — украшать быт и труд крестьян. Это определило его оптимистический настрой в выборе положительных тем и сюжетов для своих произведений, в нарядной декоративности, орнаментальной узорчатости, яркости цветовых сочетаний. Красный цвет был когда-то излюбленным в России, он являлся символом добра и красоты, а белый — символом чистоты и святости. В этом соединялись древность и современность, реальность и сказочность.
2. Художественно - композиционная часть.
Для росписи берестяного короба в борецкой росписи я просмотрела большое количество композиций и образцов. На ежегодной выставке "Ладья" я сделала много фотографий, чтобы потом, проанализировав все образцы, составить свою авторскую композицию берестяного короба.
В основе моей композиции, я решила изобразить на одной из частей короба декоративную разработку архитектурного ансамбля Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и сцену с крестьянками на фоне древа жизни.
На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. Для проработки архитектурного ансамбля в декоративную композицию я изучила строение и расположение всех разновремённых построек монастыря, а также их строение и цвет.
На боковых частях короба я изобразила геометрическую композицию с треугольниками.
А на крышке четыре полукруга с двумя симметричными композициями с древом жизни и птицей. А также я использовала белую заливку в верхней части крышки и на боках крышки, а также в нижней части короба.
3. Технологическая глава.
Проект
Необходимо измерить высоту, ширину и общую длину по диаметру подноса. Исходя из полученных размеров, выбираем планшет, натягиваем бумагу.
1. Перед началом работы необходимо хорошо протереть поверхность стола. Для того что бы устранить мелкие частицы и остатки краски.
2. Заготавливаем лист бумаги, который больше планшета на 2 или 3 см. Бумагу смачиваем с одной стороны при помощи поролоновой губки. Если бумага плотная, то ее смачивают с двух сторон.
3. Дав бумаге немного размокнуть, что приводит к увеличению ее размеров
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.