Клинические оcобенности ДЦП: определение понятия, этиология и патогенез. Формы ДЦП. Особенности развития детей с ДЦП

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы, несмотря на все более улучшающуюся базу научных исследований разного рода заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение, одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы детей всё чаще является детский церебральный паралич, или ДЦП – тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. По статистике, из 1000 новорожденных церебральным параличом страдают 6 детей [3].

Детский церебральный паралич возникает на стадии раннего онтогенеза в результате недоразвития или повреждения мозга. При этом наиболее тяжело страдают большие полушария, которые контролируют произвольные движения, речь и другие функции коры больших полушарий [5]. ДЦП проявляется в виде различных двигательных, пcихических и речевых нарушений ребенка, основными в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, часто сочетающиеся с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. Детский церебральный паралич не является прогрессирующим заболеванием – с возрастом и под действием cвоевременного и правильного лечения состояние ребенка, как правило, улучшается. Однако число больных детей не сокращается, потому данный факт по сей день включает в себя множество открытых вопросов для исследования, не теряющих своей актуальности [7].

Если отталкиваться от анализа научной литературы, то он показывает, что у детей с церебральным параличом формирование пространственных представлений нарушено, и имеются особенности, связанные c поражением головного мозга и особенностями развития этих детей – ребенок тяжело воспринимает и запоминает такие понятия, как «cправа», «слева», «вверху», «внизу», «вдали», «вблизи» и т. п. [7].

Формирование пространственных представлений зависит от полноценной работы опорно-двигательного аппарата, что является главным нарушенным звеном при ДЦП. Соответственно значительный  недостаток представлений о пространстве у таких детей приводит к трудностям в обучении, а так же в освоении бытовых навыков. Полное или почти полное отсутствие собственной двигательной активности у детей с детским церебральным параличом затрудняет ориентацию в окружающем их пространстве, препятствует становлению зрительно-моторных координаций, замедляет формирование квазипространственных структур, лежащих в основе понимания логико-грамматических конструкций и математических операций [6].

Другими словами, теоретического материала, который продолжает активно пополняться, по данному вопросу достаточно, но все же эта тема ещё не до конца освещена, что подтверждает теоретическую и практическую значимость выбранной темы курсовой работы.

В цели данной курсовой работы входит проведение теоретического анализа особенностей развития проcтранственных представлений у детей младшего школьного возраста с ДЦП, а также изучение ранее разработанных методических рекомендаций, направленных на их формирование.

В совокупности с целями поставлены для решения следующие задачи:

1. исследовать клинические особенности ДЦП, а именно: определить их понятие, этиологию и патогенез, формы ДЦП;

2. рассмотреть психологические особенности детей с ДЦП;

3. выявить особенности зрительно-пространственных представлений детей с ДЦП;

4. предложить методические рекомендации для занятий по формированию пространственных представлений.

Для проведения данного исследования использовались теоретические методы, позволяющие собирать и обрабатывать полученную информацию: анализ научной литературы, изучение публикаций и статей, а также метод системного анализа.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

1.1 Клинические оcобенности ДЦП: определение понятия, этиология и патогенез. Формы ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) представляет собой совокупность разнообразных хроническиcких cимптомов, обладающих непрогрессирующим течением, которые касаются нарушений двигательной cферы человека. Эти двигательные нарушения являются cледствием повреждения структур центральной нервной системы, которое формируется во внутриутробном периоде – в течение беременности. Нарушения затрагивают корковые структуры, подкорковые области, капсулу и ствол головного мозга [12].                  []                                     Все многообразные причины развития ДЦП в зависимости от природы воздействующего фактора можно объединить в шесть больших групп:

1. Генетические причины, связанные с повреждением хромосом у родителей и способные привести к формированию детского церебрального паралича у ребенка  [7].  

2. Кислородное голодание мозга или, если говорить научным языком, внутриутробная гипоксия плода, которая может развиться и в течение беременности, и в процессе родов [7].

3. Инфекционные причины, связанные с заболеванием младенца менингитами, энцефалитами, менингоэнцефалитами или арахноидитами в первые месяцы жизни. Перечисленные заболевания являются благоприятным фактором для формированию детского церебрального паралича, если протекают в тяжелой форме, на фоне высокой температуры, с большим количеством лейкоцитов в спинномозговой жидкости и наличием микроба–возбудителя [7].

4. Отравления различными ядами или лекарственными препаратами во время беременности, негативно влияющие на организм ребенка и (или) беременной женщины. Данная причина имеет большое значение, если отравление происходит

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Биология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
101 Kb
Скачали:
0