При подготовке к практическим работам можно использовать не только обычное демонстрационное и лабораторное оборудование, но и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и оборудование, имеющее компьютерную поддержку.
Использование ЦОР-ов при изучении новых тем, закреплении материала и выполнении лабораторных работ, способствуют повышению мотивации к обучению, увеличение уровня усвоения знаний и улучшению доступности и понимания материала и требований к заданиям. Также с их помощью есть возможность выполнить те работы, для которых школа не имеет необходимого оборудования, помещения или условий исследования.
При прохождении законов Ома и изучении принципа действия реостата можно применять цифровую модель «Закон Ома» (Рис. 5) , которая позволяет экспериментально проверить закон Ома для участка электрической цепи и закон Ома для электрической цепи. А также на практике ознакомиться с устройством и принципом работы реостата.
Рисунок 5. Цифровая модель «Закон Ома»
Еще одна цифровая модель (Рис. 6.1 – 6.3) позволяет виртуально научиться собирать электрические цепи и проводить следующие лабораторные работы: «Измерение зависимости силы электрического тока от напряжения», «Определение зависимости силы электрического тока от сопротивления». После получения и компьютерной обработки данных модель строит графики зависимости. Данные работы выполняются с электрической лампой. После проведения работ модель позволяет проверить знания обучающихся в тестовой форме.
Рисунок 6.1 Измерение зависимости силы электрического тока от напряжения
Рисунок 6.2. Определение зависимости силы электрического тока от сопротивления
Рисунок 6.3. Вопросы для самоконтроля по теме «Закон Ома»
Для выполнения лабораторных работ по изучению видов соединения проводников можно тоже использовать цифровые интерактивные модели (Рисунок 7.1 – 7. 4). После выполнения ряда работ можно выполнить тест и ответить на вопросы для проверки усвоенности знаний.
Рисунок 7.1. Сравнение токов в различных участках цепи при последовательном соединении.
Рисунок 7.2. Сравнение напряжений на различных участках цепи при последовательном соединении
Рисунок 7.3. Сравнение тока в общей части цепи с токами в каждой из ветвей.
Рисунок 7.4. Сравнение напряжения в параллельных участках цепи
Еще одним примером применения ЦОР-а для подготовки к итоговому экзамену по физике служит модель для нахождения работы и мощности электрического тока (Рис. 8.1 – 8.2). Модель позволяет собрать цепь, с помощью которой будут сняты показания приборов для косвенного нахождения работы и мощности электрического тока. После чего обучающиеся могут ответить на вопросы по выполненной работе.
Рисунок 8.1. Определение работы и мощности тока
8.2. Поле для ввода и расчета физических величин
Также при подготовке к лабораторным работам по физике можно использовать видеофрагменты с опытами.
Заключение
Физика – один из наиболее тяжелых для понимания обязательных для изучения предметов в основной школе. Именно поэтому подготовке к ОГЭ по физике стоит уделять особое внимание. В ходе данной работы была рассмотрена структура ОГЭ, изучены его компоненты, цель и задачи. Также были рассмотрены разделы физики, входящие в экзамен, и комплекты оборудования, необходимого для выполнения практического задания.
Были рассмотрены лабораторные работы, которые могут встретиться на экзамене, и способы подготовки к ним. Основной подготовкой к выполнению практической части по изучению электрических явлений является выполнение фронтальных лабораторных работ, входящих в учебную программу физики 8 класса.
Для выполнения практического задания на экзамене предоставляется физическое оборудование – «ГИА-лаборатория» или обычное лабораторное оборудование – в виде заранее заготовленных комплектов. При подготовке к работам можно использовать интерактивные цифровые модели (ЦОР-ы) и видеофрагменты, которые способствуют повышенному усвоению материала и выполнению тех работ, которые невозможно провести в школьном кабинете физики.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.