2. История
Арки были известны еще в Древнем Египте и Греции, но были признаны непригодными для монументальной архитектуры и редко использовались. Римляне, напротив, использовали полукруглую арку в мостах, водопроводах и крупномасштабной архитектуре. В большинстве случаев они не использовали раствор, полагаясь только на точность их каменной повязки. Арабы популяризировали стрельчатые арки, и именно в их мечетях эта форма первой приобрела свой религиозный смысл. Средневековая Европа активно использовала стрельчатые арки, которые составляли основной элемент готической архитектуры. В конце Средневековья была введена сегментарная арка. Эта форма и эллиптическая арка имела большое значение в мостостроении, потому что они разрешали взаимную поддержку со стороны ряда арок, несущих боковую тягу к упорам на обоих концах моста.
Значительным вкладом римлян стало и дальнейшее развитие свода и купола. Они усовершенствовали их до степени, не превзойденной до середины XIX в. Как правило, применялись истинные своды, что снижало массу сооружения, но требовало устройства кружал, необходимость которых отпадала при возведении сводов с навесной кладкой (ложных сводов).
Горизонтальная балка может треснуть, если она слишком длинная; клиновидные же части в арочной дуге при нагрузке не переламываются, а сжимаются, а разрушить камень давлением непросто. Поэтому арочными конструкциями можно перекрывать гораздо большие пространства и нагружать их значительно смелее. Вместе с тем, освоив арку, архитекторы Рима не стали сочинять новый архитектурный язык взамен древнегреческого. Стоечно-балочная система (то есть колонны и поддерживаемые ими элементы) осталась на фасадах, но теперь часто не работала, а лишь украшала здание. Таким образом, римляне сделали ордер декором.
Римские своды и купола были
полуциркульными. Полусферическую форму римляне вполне естественно наделили
наилучшими прочностными качествами. Среди таких форм первенствует бетонный
купол Пантеона в Риме - наиболее совершенный образец храма с перекрытым
внутренним пространством при диаметре 45 м.
Пантеона, Рим.
Технологический прорыв византийской
архитектуры — постановка изобретенного еще в Древнем Риме купола не на круглые
стены, замыкающие внутреннее пространство, а на четыре арки — соответственно,
всего с четырьмя точками опоры. Между арками и подкупольным кольцом
образовывались двояковогнутые треугольники — паруса. (В храмах на них чаще
всего изображаются евангелисты Матфей, Лука, Марк и Иоанн — четыре опоры
церкви.) В частности, благодаря этой конструкции православные церкви имеют
привычный для нас вид.
К началу второго тысячелетия нашей эры в Европе стали складываться могущественные империи, и каждая считала себя наследницей Рима. Возродились и традиции римского зодчества. Величественные романские соборы снова перекрывались арочными конструкциями, похожими на античные, — каменными и кирпичными сводами. Вершиной зодчества из природного камня стала готическая архитектура храмов Европы ХII-ХVI веков. Камень применялся и для создания конструкции, и для декора.
Вертикальная направленность соборов готики - не только устремленная к Небу символика, но и требование строительной техники.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.