МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра прикладной психологии и девиантологии
Специальность: 050407.65- Педагогика и психология девиантного поведения
Специализация: Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Курс 4, группа 405
ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И РЕАБЛИТАЦИИ ЛИЦ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент
Регистрационный номер __________________________
по журналу регистрации курсовых работ
Дата представления______________________________
Дата защиты____________________________________
Оценка_________________________________________
подпись научного руководителя
Уфа – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретическое исследование путей и способов выявления детей группы риска в дошкольном возрасте
1.1 Организация, основные этапы и критерии отбора детей в коррекционные классы……….………………………………………………….……….6
1.2 Понятие психологической готовности детей к обучению. Низкий уровень школьной зрелости………………………………………………………………………..8
1.3 Трудности школьной адаптации………...…………………………..…………10
Выводы по первой главе…………………………………...……………………………14
Глава 2 Эмпирическое исследование детей группы риска в дошкольном возрасте
2.1 Методы исследования детей группы риска в дошкольном возрасте ……………………………………………………………………………………………….16
2.2 Анализ результатов диагностического исследования………………..……..24
Выводы по второй главе...………………………………………...…………….27
Заключение……………………….……………………………………………..28
Список использованной литературы………….…………………….………….30
Приложения……………………………………………………..………………31
Введение
В системе мер, направленных на повышение педагогической, социальной и экономической эффективности народного образования, охрану физического и нравственного здоровья детей, предупреждение отсева их из школы, противоправного поведения несовершеннолетних, важное место принадлежит программе активной педагогической помощи детям группы риска.
Данная категория детей отдифференцирована в составе детского населения сравнительно недавно. К ней относятся дети, развитие которых осложнено неблагоприятными факторами генетического, биологического или социального свойства. Эти дети не принадлежат к категории больных или дефективных. Однако в силу указанных обстоятельств находятся в пограничной ситуацией между нормой и патологией, имеют при сохранном интеллекте худшие, чем сверстники адаптационные возможности. Это осложняет их социализацию, делает особенно уязвимыми по отношению к несбалансированным условиям внешней среды.
До сих пор проблемы развития и воспитания детей группы риска не осознавались достаточно отчетливо общественным и в частности педагогическим сознанием.
Исследования медиков и гигиенистов показывают, что в дошкольных учреждениях и школе именно дети группы риска чаще всего болеют и являются наиболее угрожаемыми по реальной опасности развития того или иного хронического заболевания. Именно эти дети, уже с первого класса испытывая систематические трудности в учебе, становятся отстающими, неуспевающими, трудными. Справедливо ставится вопрос о том, что школа становится для них наиболее опасной зоной, где первичные недостатки развития усугубляются и обрастают вторичными, личностными, возникающими на фоне отставания в учении, не престижного положения среди сверстников, преобладающей отрицательной оценочной стимуляции со стороны педагогов и родителей.
Как правило, эти вторичные отклонения, проявляющиеся в различных формах школьной дезадаптации, девиантного поведения детей и подростков, являются объектом внимания и реагирования со стороны педагогов, медиков, работников правоохранительных органов. Различная по своим формам работа ведется, однако в одной логике — логике преодоления этих по своему происхождению вторичных деформаций. Отсюда, несмотря на огромные материальные затраты на ее обеспечение так непропорционально мала ее эффективность.
Работы, которые проведены в этой области знания уже сегодня позволяют рекомендовать следующую систему мер, направленных на достижение успешной адаптации детей группы риска в системе школьного обучения, охрану их здоровья:
1) психолого-педагогическое диагностирование детей, поступающих в школу и своевременное выявление среди них группы риска;
2) создание в школе для детей группы риска щадящих санитарно-гигиенических, психогигиенических и дидактических условий, учитывающих их индивидуально-типологические особенности;
3) использование в педагогической работе с детьми "группы риска" методики коррекционного обучения.
Коррекционные классы — классы здоровья, как их чаще всего называют, открываются в обычных общеобразовательных школах. В них предусматривается щадящий режим учебных занятий, меньшая наполняемость, введение в учебный план специальных коррекционно—оздоровительных мероприятий.
В этих классах находят реализацию особый тип коррекционного обучения, предусматривающий в качестве своей главной функции заботу о здоровье, коррекцию имеющихся в развитии детей недостатков, их психологическую, социальную реабилитацию, раскрытие индивидуальных способностей и дарований как надежной основы личностного самоутверждения. При этом чрезвычайно важным является то, что коррекционные классы работают по обычным учебным программам и дети в них учатся год в год со своими сверстниками. Таким образом, коррекционные классы, оказывая детям группы риска необходимую помощь и поддержку, одновременно не дискредитируют личность, что исключительно важно с этической точки зрения, не травмируют семью и не задерживают путь растущего человека к профессии.
Цель: своевременное выявление детей группы риска в предшкольный период
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.