Бурение с гидротранспортом керна, страница 5

 Количество подаваемой промывочной жидкости в скважину рекомендуется в пределах 140—180 л/мин, а в трещиноватых породах — 200—250 л/мин. При бурении с гидротранспортом необходимо периодически расхаживать инструмент, что производится при превышении величины крутящего момента, характерной для нормального процесса бурения. Высота подъема бурового инструмента над забоем при расхаживании и его частота в зависимости от вида В ближайшие годы глубина бурения с комплексом КГК-100 возрастет до 300 м, что существенно расширит область его применения. Увеличение глубины будет достигнуто в результате создания новой двойной бурильной колонны из алюминиевых труб и новых коронок повышенной износостойкости (армированных резцами из синтетических алмазов).

Порядок работы комлекса

Промывочная жидкость из емкости закачивается буровым насосом и по нагнетательной линии системы промывки подается в кольцевую полость промывочного сальника, откуда по межтрубному кольцевому каналу двойной бурильной колонны нагнетается к забою.

В непосредственной близости от забоя (между торцами коронки и внутреннего патрубка керноприемной трубы) промывочная жидкость поступает в центральный канал двойных труб, подхватывает керн и транспортирует его на поверхность.  Поток жидкости с керном проходит через центральный канал промывочного сальника и по керноотводящей линии системы промывки поступает в керноприемное устройство. В керноприемном устройстве происходит отделение промывочной жидкости от керна, которая стекает в емкость, а керн остается в перфорированных лотках керноприемного устройства.

При бурении вращатель сообщает двойной колонне труб необходимые обороты, обеспечивает передачу осевых нагрузок и совместно с элеватором используется для проведения спуско-подъемных операций. Керноприемное устройство монтируется на специализированном прицепа-емкости, который служит также для перевозки бурового и вспомогательного инструментов. Применение прицепа-емкости исключает необходимость рытья отстойников для промывочной жидкости и способствует сохранению окружающей среды при проведении геологоразведочных работ

Достоинства и недостатки

Недостаток:

Недостатком этого способа является то, что в начале бурения не определяется критическая скорость восходящего потока, обеспечивающая вынос шлама и керна на поверхность, не поддерживается критическое значение скорости углубки скважины путем изменения режимных параметров, а кернолом устанавливается в керноприемной трубе на произвольном расстоянии от торца буровой коронки, в результате при бурении образуются столбики керна не оптимальной длины с точки зрения требований условий его гидротранспорта в бурильных трубах и отводной трубе сальника, что приводит к снижению производительности бурения вследствие неравномерной скорости движения шлама и керна и возникающих по этой причине шламонакоплении и пробкообразовании на забое и подклинки керна в бурильных трубах (керноводе). Гидротранспорт керна применяется только при бурении скважин (глубина 100-300 м) В породах до V категории по буримости (с пропластками пород до VIII категории)

Достоинство:

Скорость бурения повышается по сравнению с обычной технологией в 4-10 раз и составляет в среднем 4500-5500 м, рекордная — 18 000 м в месяц на один комплекс, стоимость снижается в 1,5-2,5 раза.. Снижение потерь промывочной жидкости, уменьшение количества операций по спуску и подъему оборудования, рост процентного показателя выхода керна – вот лишь некоторые преимущества использования данного метода. Гидротранспорт керна применяется в различных видах исследований, а также при разведке и разработке месторождений полезных ископаемых.

Кинематическая схема КГК – 100 встроенная на УРБ – 2А2

Общий вид КГК – 100

Литература:

1.  http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geolog/1386/Гидротранспорт

2.  http://www.mining-enc.ru/g/gidrotransport-kerna

3.  http://enc-dic.com/enc_rock/Gidrotransport-kerna-1450.html

4.  http://rosprombur.ru/gidrotransport-kerna.html

5.  http://www.freepatent.ru/patents/2386005

6.  http://www.drillings.ru/gidrotransp

7.  http://www.findpatent.ru/patent/178/1788196.html

8.  http://technoslovo.ru/geologicheskaya_entsiklopediya/page/gidrotransport_kerna.4077/

9.  http://www.urb2a2.su/shema2a2.html

10.  http://atolik.narod.ru/vrahjtelnoe/bur_s_gidro.htm

11.  http://www.ngpedia.ru/id642724p1.html