Необходимо учитывать, что для предотвращения быстрого износа машины проектирование следует вести по оптимальным размерам, которые уменьшаются против паспортных на 10-15.
Для обеспечения работы с наименьшими затратами на выполнение одного цикла размер забоя принимается таким, чтобы угол поворота составлял не более для прямой лопаты, не более , а для обратной лопаты для драйлейна.
Экскаватор с прямой лопатой. Возможность разработки котлована той или иной проходкой зависит от характера рабочего оборудования экскаватора, глубины копания и ширины котлована.
Разрабатывая котлован лобовыми проходками, транспортные средства размещают непосредственно в забое, либо выше уровня подошвы забоя (см.рис. 2).
При расположении транспортных средств выше уровня подошвы забоя наибольшее расстояние от экскаватора до верхней бровки забоя Вп определяется по формуле:
Вп ≤ Rb –(+1) м, где, Rb - радиус нагрузки при наибольшей ее высоте;
bт-ширина колеи автотранспорта или длина или длина шпал рельсового пути, м;
1-запас ширины с учетом возможности оползания бровки, м;
Наибольшую глубину котлована hдля описанных условий устанавливают из выражения:
h≤Hb-(hт+0,5) м, где Hb-наименьшая высота нагрузки, м;
hт - высота транспортной единицы (до верха борта) м;
0,5-минимально допустимое расстояние при выгрузке грунта между нижней кромкой открытого……….экскаватора и верх от борта транспортного средства ,м;
Котлованы шириной 1,5R (R= радиус…….)разрабатывают лобовой проходкой с односторонней погрузкой в транспортное средство. При ширине котлована от 1,5 до 1,9R разработку ведут лобовой проходкой с двухсторонней проходкой с двухсторонней подачей транспортных средств. Наибольшая ширина лобовой проходки Bл при перемещении экскаватора по прямой должна быть
Bл≤2 м, где -длина рабочей передвижки экскаватора,м;
Котлованы шириной от 1,9 R до 2*5 R разрабатывают уширенной лобовой проходкой, перемещая экскаватор по зигзагу, а до 3,5R -перемещая его поперек котлована.
Широкие котлованы ( белее 3,5R ) разрабатывают вначале лобовой, а затем боковыми проходками. Максимальная ширина каждой боковой проходки :
Вб=()+0,7 Rст м, где Rст- наибольший радиус резания на уровне стоянки экскаватора, м.
Если глубина котлована превышает наименьшую высоту резания экскаватора, то разработку ведут ярусами, стараясь вписать минимальное число проходок в периметр котлована.
Для выезда в забой устраивают траншеи с уклонен i=0,1÷0,15 и шириной понизу 3,5 м для одностороннего и 8 м. для двухстороннего движения.
Экскаватор с обратной лопатой (драглайн).
Наибольшую ширину торцевой проходки по верху при движении экскаватора по прямой и двусторонней подаче транспорт определяют по формуле(3), а по низу устанавливают из выражения
В׳≤2(Rст-h×m), м
Ширина торцевой проходки при двусторонней погрузке транспортных средств находится в пределах (1.6 -1,7)R. В случае односторонней подачи транспортных средств она уменьшается до 1,3R и ось пути экскаватора перемещается в сторону расположения транспорта. Если устройство котлована предусмотрено с выгрузкой грунта в отвал, ширина проходки ограничивается необходимостью размещения грунта в отвалы с образованием бермы - площадки от бровки котлована до подошвы отвала.
Котлованы, ширина которых превышает максимальную ширину проходки при перемещении экскаватора по прямой разрабатывают несколькими торцевыми проходками либо зигзагообразный или поперечно-торцевым перемещением экскаватора. Угол поворота экскаватора при торцевых проходках и подаче транспортных средств со стороны разработки может быть 30-60°.
Наибольшую ширину каждой последующей торцевой проходки (если разрабатывается один борт выемки) вычисляют по формуле
В≤(2-h×m м, длина рабочей передвижки во всех случаях
ln≤R3д-R3в
,где: R3д- наибольший радиус резания на уровне дна выемки (переменная величина, зависящая от глубины),м;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.