Задания, направленные на анализ литературного текста с позиций связанности (понимание темы, структуры) Задания на придумывание рассказа;
Задания на придумывание рассказа по серии сюжетных картинок. Исходя из этого, констатирующий эксперимент был разбит на 2 этапа.
На I этапе, мы определяли умение детей анализировать предложенный литературный текст с позиции связанности. Данная диагностика проводилась в виде заданий и состояла из 3-х частей:
1 часть – задание на выявление понимания темы и выделения основных структурных частей и определения названия текста.
2 часть – задания на выявления умения детьми пересказать текст, при этом сохранять структуру, полноту содержания и использовать связи данные в тексте.
3 часть – задание на выявление понимания нарушения целостности текста и умения додумывать упущенные части.
Первые две части первого этапа диагностики проводились с каждым ребенком в отдельности, как на занятиях, так и в свободное время. Последний этап диагностики проводился со всеми детьми сразу в форме дидактической игры «Определи и дополни».
Исходя из анализа полученных результатов, была составлена сводная таблица. Благодаря математической обработке полученных данных, мы получили следующее:
45% детей не сразу понимают тему литературного текста в четком ее выражении, а скорее начинают пересказ всего текста;
35% детей отвечают не по существу темы, а данные ответы следует отнести к низкому уровню;
И лишь 20% детей четко выражают тему литературного текста, что свидетельствует о высоком уровне.
Далее, исходя из сводной таблицы, мы определили, что:
35 % детей при пересказе сохраняют структуру литературного текста, но в полном объеме используют связи лишь 20%;
15% детей диагностируемой группы не могли справиться с заданием, даже с помощью наводящих вопросов педагога;
Остальные 50% детей задания выполнили, но лишь благодаря дополнительным вопросам.
Исходя из результатов диагностики, на умения определять структурные компоненты литературного текста, мы получили следующие результаты:
Четко видят отсутствие концовки лишь 60% детей, 70% четко видят отсутствие середины текста, и лишь 15% видят отсутствие начала.
Исходя из этого, была составлена следующая гистограмма:
II этап констатирующего эксперимента был направлен на выявление умения детьми составлять рассказ, сочинять сказку.
В ходе проведения данной диагностики детям предлагалось придумать сказку или составить рассказ и дать им название. Данное задание выполнялось с каждым ребенком индивидуально и оценивалось по следующим критериям:
Выраженность содержания;
Соответствие названия содержанию;
Логичность, законченность построения;
Грамматическая правильность речи;
Использование выразительных средств языка.
Лишь 15% детей диагностируемой группы умеют полно раскрывать тему придуманного рассказа, при этом составляют достаточное количество предложений (9-12), используют различные средства связи: местоимения, лексический повтор, многообразие глаголов.
Особое место в их сочинениях занимают такие средства выразительности речи как: эпитеты, сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Данная категория детей проявляла в своих сочинениях эмоциональность и умение управлять интонациями голоса.
Большей же части детей, а именно 60% справились с заданиями , но имели погрешности в таких компонентах, как объем рассказа (не более 5-7 предложений), ошибки в раскрытии темы( по ходу рассказывания уходили от выдвинутой темы сочинения), не достаточное использование речевых связей (употребляли лишь местоимения и глаголы), количество пауз было превышено (от 3-7), рассказывание лишено интонаций и повышено количество повторов.
Таким образом, для наглядной оценки, была составлена следующая гистограмма:
2 часть данного диагностирования состояла из выявления умения детьми составлять рассказ по пейзажной картине. Исходя из полученных данных диагностики, мы выявили, что в ходе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.