Контрольная работа №1
Вариант№3
Диаметр сопряжения D(d)=16мм.
Посадка в системе отверстия H7/d8
Предельные размеры и допуск отверстия:
= 16+0,015 = 60,015 мм;
= 16+0 = 16 мм;
= 16,015 – 16 = 0,015мм.
Предельные размеры и допуск вала:
= 16 – 0,050= 15,950мм;
= 16 – 0,068 = 15,932 мм;
= 15,950– 15,932 = 0,018мм.
Посадка:
= 16,015 – 15,932 = 0,083мм;
= 16 –15,950 = 0,050мм;
= 0,015+ 0,018= 0,033мм.
Посадка в системе вала P7/h6
Предельные размеры и допуск отверстия:
= 16-0,011 = 15,989 мм;
= 16-0,029 = 15,971 мм;
= 15,989 – 15,971 = 0,018мм.
Предельные размеры и допуск вала:
= 16 - 0= 16мм;
= 16 – 0,011 = 59,989 мм;
= 60– 59,989 = 0,011мм.
Посадка:
= 15,989 – 59,989 = 0мм;
= 16 –15,971 = 0,029мм;
= 0,011+ 0,029= 0,04мм.
Комбинированная посадка H7/h12
Предельные размеры и допуск отверстия:
= 16+0,018 = 16,018 мм;
= 16+0 = 16 мм;
= 16,018 – 16 = 0,018мм.
Предельные размеры и допуск вала:
= 16 - 0= 16мм;
= 16 – 0,180 = 15,820 мм;
= 16– 15,820 = 0,180мм.
Посадка:
= 16 – 16 = 0мм;
= 16,018 –15,820 = 0,198мм;
= 0,018+ 0,180= 0,198мм.
3.Расшифровать с чертежа предельные отклонения размеров, шероховатости и требования к точности формы и расположения поверхностей детали.
На приложенном чертеже указаны следующие допуски отклонений точности размеров, формы, расположения и шероховатости поверхностей:
Базовой является цилиндрическая поверхность отверстия .
Допуск параллельности цилиндрической поверхности отверстия относительно базы А -- 0,02мм.
Межцентровое расстояние отверстий .
Допуск перпендикулярности торцовой поверхности отверстия относительно базы А – 0,025мм.
Это соответствует 9 степени точности; обработка поверхностей фрезерованием, сверлением и развёртыванием.
Степень точности неуказанных допусков расположения и биения определяется исходя из класса точности (средний) и допуска определяющего размера (JT14) по ГОСТ 25670-83.
Шероховатости --Rа=0,8мкм, Rа=1,6мкм, Rа=3,2мкм, Rа=6,3мкм –среднее арифметическое отклонение профиля поверхностей без указания метода обработки.
неуказанные поверхности получены литьём без механической обработки.
Контрольная работа №2
Вариант№3
Номинальные значения диаметров и шаг резьбы:
Диаметр резьбы d(D)=90мм;
шаг резьбы Р=3мм;
точность изготовления резьбы 45H5H/6h.
Средний диаметр резьбы d2=D2=d-2+0,051=90-2+0,051=88,051мм;
внутренний диаметр резьбы d1=D1=d-4+00752=90-4+0,752=86,752мм.
Предельные диаметры болта:
=-375мкм, =0;
= -212мкм, =0;
d2max=88,051-0=88,051мм;
d2min=88,051-0,212=87,627мм;
dmax=90-0=90мм;
dmin=90-0,375=89,625мм;
d1max=86,752-0=86,8-752мм;
d1min—не нормируется.
Предельные диаметры гайки:
= +180мкм, =0;
= +400мкм, =0;
D2max=88,051+0,18=88,231мм;
D2min=88.051+0=88.051мм;
D1max=86,752+0,4=87,152мм;
D1min=86,752+0=86,752мм;
Dmax—не нормируется;
Dmin=90+0=90мм.
3. Для цилиндрического прямозубого колеса эвольвентного зацепления с углом исходного контура 20о определить по ГОСТ 1643-72 норму кинематической точности, норму плавности работы, норму контакта зубьев и норму бокового зазора. Для каждой из норм точности выбрать комплекс параметров для её контроля и выписать из таблиц стандарта численные значения допусков или отклонений для каждой из норм точности.
Геометрические параметры зубчатой передачи:
диаметр делительной окружности d=60мм;
ширина венца b=12мм;
модуль m=3мм;
точность зубчатой передачи Ст.8.;
вид сопряжения D.
Кинематическая точность
По степени точности зубчатой передачи выбираем параметр проверки: -- наибольшая кинематическая погрешность зубчатого колеса (ограниченная допуском ) – наибольшая алгебраическая разность значений кинематической погрешности зубчатого колеса (ведомого измерительным колесом) в пределах его полного оборота (рис.1). Допуск на неё определяется по формуле , где --допуск на накопленную погрешность шага зубчатого колеса (рис.1), в нашем случае =63мкм; -- допуск на погрешность профиля зуба, =14мкм;
=63+14=77мкм.
Плавность хода
Выбираем параметр проверки: --местная кинематическая погрешность зубчатого колеса определяется наибольшей разностью между местными соседними экстремальными значениями кинематической погрешности зубчатого колеса в пределах полного оборота (рис.2,а).
, где -- верхнее и нижнее отклонение углового шага.
мкм.
Контакт зубьев в передаче
Параметр проверки: суммарное пятно контакта -- часть активной поверхности зуба колеса, на которой располагаются следы прилегания зубьев парного колеса (следы надиров или краски) в собранной передаче после вращения под нагрузкой, устанавливаемой конструктором. Пятно контакта определяется относительными размерами:
по длине зуба -- %;
по высоте активной поверхности зуба -- .
Боковой зазор
Значение наименьшего дополнительного смещения исходного контура и допуск на смещение исходного контура берём из справочника /1/ таб.5.18 и 5.19.
=0,055мкм, =0,090мкм (при Fr=0.045мкм).
1. Мягков В.Д., Палей М.А., Романов А.Б., Брагинский В.А.. Допуски и посадки: Учеб. Пособие- М.: Машиностроение, 1983.
2. Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: Учебник,- 5е изд., перераб. и доп.- М.:Машиностроение, 1979.
3. Анурьев В. И. Справочник конструктора – машиностроителя :В 3-х т. Т1. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1979.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.