Параметры передач |
Быстроходная ступень |
Тихоходная ступень |
Степень точности |
9 |
9 |
Модуль, мм |
2 |
6 |
Число зубьев колес |
22, 92 |
13, 39 |
Угол наклона зубьев, град |
17 |
10 |
Диаметры делительных окружностей,мм |
46.01, 192.41 |
79.2, 237.61 |
Диаметры окружностей впадин, мм |
41.01, 187.41 |
64.2, 222.61 |
Диаметры окружностей вершин, мм |
50.1, 196.41 |
91.2, 249.61 |
Межосевое расстояние, мм |
119.21 |
158.41 |
Ширина венца колёс |
28.84, 23.84 |
36.68, 31.68 |
Наибольший габаритный размер |
242.4 |
328.8 |
Расчётное окружное усилие, Н |
3515.46 |
12036.54 |
Расчётная радиальная сила, Н |
1279.52 |
4380.94 |
Расчётная осевая сила, Н |
1074.78 |
2122.37 |
4.Конструирование и расчёт валов. Выбор подшипников.
4.1 Тихоходный вал.
4.1.1 Предварительный расчёт диаметров и основных линейных размеров.
Диаметр концевого участка вала:
d≥(5..6)³√(Tт)=5*³√(1430)=56,3 мм.
Округляем до стандартного значения:d=60 мм.
Диаметр под установку подшипника:
dп≥d+2*tцил;
tцил-высота заплечика, определяем из таблицы: tцил=4,6 ;
dп≥=60+2*4,6=69,2 мм;
Округляем до стандартного значения:dп=70 мм;
Диаметр под установку зубчатого колеса:
dбп≥dп+3*r;
dк≥dбп;
r-фаска подшипника, определяем из таблицы: r=3,5 мм;
dбп≥70+3*3,5=80,5 мм;
Округляем до стандартного значения:dбп=80 мм;
dк≥dбп=80 мм;
Округляем до стандартного значения:dк=80 мм;
Длина посадочного конца вала выбираем стандартный:
lмт=140 мм;
Длина промежуточного конца вала:
lкт=1.2* dп=1,2*70=84 мм;
Ширина кольца подшипника: В=24 мм.
4.1.2 Эскизная компановка.
Построение эпюр и определение опорных реакций.
Исходные данные: Ft=12036,54 Н; Fr=4380,94 Н; Fa=2122,37 Н;
Радиальная сила со стороны муфты:
Fм=0.6*T/D0=0.6*1430/0.17=5047 Н;
Длина участков (см. эпюры):
а=lмт/2+ lкт-В+(B/2+(D+d)*e/6)=140/2+84-24+(24/2+(125+70)*0,43/6)=156 мм;
в=48,8 мм;
с=66,2-(24/2+(125+70)*0,43/6)=40,2 мм.
Рассчитаем опорные реакции.
а) Радиальные реакции в горизонтальной плоскости:
ΣМx(F¡)=0; R1x*(b+c)-Ft*c=0;
R1x= Ft*c/(b+c)=12036.5*40.2/(48.8+40.2)=5436.7 H.
R2x= Ft- R1x=12036.5-5436.7=6599.8 H.
в) Радиальные реакции в вертикальной плоскости:
ΣМу(F¡)=0; -Fr*b- Fa*d/2+ R2y*(b+c)=0;
R2y= (Fr*b+Fa*d/2)/ (b+c)=(4380.9*48.8+2122.4*237.6/2)/(48.8+40.2)=5235.2 H.
R1y=-Fr+ R2y=-4380.9+5235.2=854.3 H.
б) Радиальные реакция от консольной силы, создаваемой упругой муфтой
R1к= Fм*(a+b+c)/(b+c)=5047*245/89=13893 Н;
R2к= R1к +Fм=13893-5047=8846 H.
В опасном сечении:
М=√(М²x+М²y)+ Мк =√(256,3²+210,4²)+ 355,6=687,2 Н*м.
4.1.3 Проверочные расчёты.
1)На статическую прочность при пиковой нагрузке:
σ=М/Wx;
Wx-момент сопротивления сечению при изгибе;
Wx=π*d³/32=3,14*80³/32=50240 мм³;
σ=687,2*10³/50240=13,67 МПа;
τ=T/Wк;
Wк - момент сопротивления сечению при кручении;
Wк= π*d³/16=3,14*80³/16=100480 мм³;
τ=1430*10³/100480=14,23 МПа;
σэкв=√(13,67²+3*14,23²)=28,18 МПа;
σmax= Кпер* σэкв;
Кпер- коэффициент перегрузки;
σmax=1,6*28,18=45,1 МПа;
Выбираем материал вала сталь 45.
σв=900МПа; σт=650МПа; σ-1=410МПа; τ-1=230МПа.
nт-коэффицент запаса прочности по пределу текучести.
nт=σт/σmax=650/45,1=14,4≥[ nт]=(1.25 ..1.8).
2)Расчет на усталостное разрушение.
Общий коэффициент запаса прочности
nу=nσ*nτ/√( nσ²+ nτ²)≥[ nу];
nσ,nτ- коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям;
nσ= σ-1/((кσ/ кdσ+1/ кfσ-1)* σа/кv+ψσ*σm;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.