3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ ВАЛОВ.
ВЫБОР И РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ
3.1.Тихоходный вал
3.1.1. Предварительный расчет диаметров вала
Для расчета диаметров валов по месту посадки шестерен воспользуемся формулой [2]:
, (1)
где = 15 МПа – допускаемое напряжение [2]; Т – крутящий момент на валу, Н×м.
Вала IV (см. рис. 2):
0,057 м; принимаем = 60 мм.
Для расчета диаметров валов под подшипники воспользуемся той же формулой, но = 40 МПа.
Вала IV:
0,041 м; принимаем = 40 мм.
Расчетная схема для определения опорных реакций тихоходного вала редуктора представлена на рис. 3. Силы здесь изображены как сосредоточенные, приложенные в серединах ступиц. Линейные размеры в предположении установки валов на конические однорядные роликоподшипники средней серии берутся по компоновочной схеме. Силы, действующие в зубчатом зацеплении, были рассчитаны выше: окружная = 4693 Н, радиальная Н, осевая Н.
Так как выходной (тихоходный) вал редуктора соединен с валом транспортера через дисковую муфту, то при расчете опорных реакций, необходимо учесть радиальную нагрузку , возникающую в месте посадки муфты на вал (рис. 3, б).
В расчетах валов допустимо принять
, где Тм – крутящий момент, передаваемый муфтой, Н×м;
Dм – расчетный диаметр муфты (см. главу 4 ), м.
Для нашего случая
Н.
Принимаем Н.
Направление заранее неизвестно и на расчетной схеме показано условно (см. рис. 3, б).
При установке конические роликоподшипников необходимо учитывать, что радиальные реакции считаются приложенными к валу в точках пересечения нормалей, проведенных к срединам контактных площадок (рис. 4). Для однорядных конических роликоподшипников
, (2)
где Т – ширина внутреннего кольца подшипника, мм;
d, D – диаметры соответственно внутреннего и наружного кольца подшипника, мм;
е – коэффициент.
Для однорядного конического роликоподшипника средней серии (ГОСТ 333 – 79) 7307: Т = 22,75 мм; d = 40 мм; D = 80 мм; е = 0,32. При этом
мм.
С учетом этого l1 = 83 мм; l2 = 43 мм; l3 = 50 + 17,78 = 67,78 мм (см. рис. 4).
Реакции от сил в зацеплении:
а) в плоскости YОZ
; – Ft l1 + RВy (l1 + l2) = 0; Н.
; – RАy (l1 + l2) +Ft l2 = 0; Н.
Проверка: ; RАy + RВy – Ft = 3091 + 1602 – 4693 = 0 – реакции найдены правильно;
б) в плоскости ХОZ
; Fr l1 – Fа + RВх(l1 + l2) = 0;
Н;
Знак минус при силе реакции RВх говорит от том, что она направлена в сторону противоположную показанной на рис. 3.
; – RАх(l1 + l2) – Fr l2 – Fа = 0;
Н.
Знак минус при силе реакции RАх говорит от том, что она направлена в сторону противоположную показанной на рис. 3.
Проверка: ; RАх + RВх + Fr = – 1568– 140 + 1708 = 0 – реакции найдены правильно.
Суммарные реакции опор:
Н;
Н.
Реакции от силы :
; Fм l3 – RВм(l1 + l2) = 0;
Н;
; Fм (l1 + l2 + l3) – RАм(l1 + l2) = 0;
Н.
Проверка: RАм– RВм –Fм = 2702 – 945 – 1757 = 0 – реакции найдены правильно.
Реакции опор для расчета подшипников
RrА = RА + RАм = 2242 + 2702 = 4944 Н;
RrВ = RВ + RВм = 3094 + 945 = 4039 Н.
Для построения эпюр (рис. 5) определим значения изгибающих моментов в характерных сечениях вала.
Вертикальная плоскость (YОZ):
сечение А Мх = 0;
сечение С Мх = RAу × l1 = 1602×0,083 = 133 Н×м;
сечение В Мх = 0.
Горизонтальная плоскость (ХОZ):
сечение А Му = 0;
сечение С слева Му = – RAх × l1 = – 1568×0,083 = – 130,2 Н×м;
сечение С справа Му = – RAх ×l1+Fа= – 1568×0,083 + 1083×= – 6 Н×м;
сечение В Му = 0.
Нагружение от муфты:
сечение D Мм = 0;
сечение А Мм = – Fм × l3 = – 1757×0,06778 = – 119,1 Н×м;
сечение В Мм = 0.
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
Передача крутящего момента происходит вдоль оси вала от середины зубчатого колеса до конца вала (эпюра Мк).
В соответствии с формой вала и эпюрами изгибающих Мх и Му и крутящего Мк моментов предположительно опасным сечением является сечение А – место установки подшипника и С – место посадки зубчатого колеса.
Суммарный изгибающий момент в сечении А
Н×м;
Суммарный изгибающий момент в сечении С
Н×м.
По приведенным изгибающим моментам
, уточняются значения диаметров валов:
, где – допускаемое напряжение при изгибе, Па.
Для вала из стали 45 с термической обработкой – улучшение и посадкой подшипника с натягом = 80 МПа.
Для сечения А (см. рис. 5)
Н×м;
мм.
Для сечения С при посаде зубчатого колеса с зазором = 55 МПа.
Н×м;
мм.
Уточненный расчет тихоходного вала показал, что принятые в предварительном расчете диаметры шеек под подшипники 40 мм и зубчатое колесо 60 мм приемлемы.
3.1.4. Расчет шпоночных соединений
Для передачи крутящего момента Т = 549 Н×м с колеса на вал, а также с вала на муфту применим шпоночное соединение. Для вала d = 60 мм принимаем шпонку призматическую с b = 14 мм, h = 9 мм, t1 = 5,5 мм.
Определим рабочую длину шпонки исходя из допускаемого напряжения на смятие
мм.
Общая длина шпонки l = lр + b = 35 + 14 = 49 мм.
Принимаем шпонку 14´9´50 ГОСТ 23360–78.
А аналогично произведем расчет рабочей длины шпонки под муфту.
Для вала d = 40 мм принимаем шпонку призматическую
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.