Рабочая программа по дисциплине «Методы обработки и анализа социологической информации» (Темы и содержание семинарских занятий. Вопросы к экзамену)

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт гуманитарного и социально-экономического образования

Факультет социологии

Кафедра теоретической и прикладной социологии

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе УрГПУ

__________________  

«____» ____________________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Методы обработки и анализа социологической информации»

для специальности  540400 Социально-экономическое образование. Социология.

по циклу ГСЭ.Р.06 – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Очная форма обучения

Курс – 4

Семестр – 8

Объём в часах всего – 120

в т. ч.: лекции – 20

практические занятия – 40

лабораторные занятия – самостоятельная работа –  60

Экзамен - 8 семестр

Зачет -        семестр

Заочная форма обучения

Курс – 4

Семестр – 8

Объём в часах всего – 32

в т. ч.: лекции –  4

практические занятия – лабораторные занятия – 12

самостоятельная работа – 16

Экзамен - 8 семестр

Зачет –        семестр

Екатеринбург – 2005


Рабочая программа по дисциплине МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ И АНАЛИЗА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Уральский государственный педагогический университет.

Екатеринбург, 2005.  12 с.

Составитель:

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теоретической и прикладной социологиии

Протокол №   5     от 28.12.2005 г. Зав. кафедрой (Ф.И.О.)

Утверждена отделом документационно-содержательного обеспечения учебного процесса УрГПУ.

Сертификат № ______ от ___________ г.


I. Введение

Цели и задачи дисциплины

Цель курса – научить студентов приемам статистической обработки количественных данных и работы с качественной информацией эмпирического социологического исследования. Реализация цели предполагает решение следующих задач:

·  Знакомство со статистическими показателями, использующимися в социологических исследованиях;

·  Обучение приемам обработки информации в специализированных программах работы с социальными данными (базовая программа – VORTEX 6.0)

·  Знакомство с возможностями обработки количественной информации в программах MICROSOFT ECXEL и SPSS;

·  Знакомство с методами обобщения и анализа неструктурированных данных;

·  Практическое освоение навыков работы с информацией, интерпретации данных, подготовки аналитических заключений.

Специфика содержания программы

В лекционной части курса дается описание методов обработки информации. Особое внимание уделяется именно практической части, где студенты самостоятельно проводят все необходимые операции с помощью специализированных компьютерных программ и осваивают технологию анализа и интерпретации полученных показателей.

Кроме того, при отборе материала учитывается то, что курс – продолжение серии курсов по методологии и методике подготовки, проведения и обработки данных социологического исследования, поэтому обеспечивается преемственность курсов.

Формы и методы реализации практического компонента дисциплины

Практический компонент дисциплины опирается на два основных вида работ:

1.  Семинарские и лабораторные занятия, на которых с применением специализированного программного обеспечения осваиваются методы обработки информации, решаются задачи.

2.  Самостоятельная работа студентов, включающая анализ данных либо собственного дипломного проекта, либо общих учебных проектов.

Рекомендации по формам контроля и организации самостоятельной работы

Контроль самостоятельной работы происходит в нескольких формах:

·  Контрольные работы по основным разделам программы.

·  Подготовка нескольких аналитических записок и защита их на семинарских занятиях.


II. Учебно-тематический план

ТЕМЫ

Дневное отделение

Заочное отделение

Количество часов

Лекции

Семинары

Самост. работа

Количество часов

Лекции

Семинары

Самост. работа

1.  Типологии социологических данных. Задачи и этапы обработки данных

2

2

2

2

2.  Подготовительная работа с данными, проблема верификации социологической информации.

10

2

2

6

3.  Этап ввода данных.

10

4

6

2

2

4.  Обобщение количественной информации.

10

2

2

6

4

2

2

5.  Меры средней тенденции и меры вариации признака.

12

2

4

6

12

2

2

6.  Анализ взаимосвязи признаков. Таблицы сопряженности.

14

2

6

6

4

4

7.  Анализ взаимосвязи признаков: статистические показатели взаимосвязи.

14

2

6

6

6

2

4

8.  Подготовка отчета в количественном исследовании.

12

2

4

6

9.  Анализ неструктурированных данных.

10

2

2

6

2

2

10.  Процедуры кодирования и аналитического описания

14

2

6

6

2

2

11.  Подготовка отчета в качественном исследовании

12

2

4

6

2

2

ИТОГО

120

20

40

60

32

4

12

16


III. Содержание дисциплины

Тема 1. Типологии социологических данных. Задачи и этапы обработки данных.

Типы социологических данных. Классификация по источникам данных. Классификация по содержанию данных: структурированные и неструктурированные данные. Первичные и вторичные данные. Логика анализа данных. Программа социологического исследования как основа анализа информации. Восходящая и нисходящая стратегии анализа. Этапы обработки данных: 1. подготовительный (проверка и кодирование данных), 2. ввод данных – перевод на электронные носители, 3. обработка данных, 4. описание и интерпретация.

Вопросы для контроля:

1.  Чем данные отличаются от информации?

2.  Какие процедуры включает обработка и анализ данных?

3.  Какие задачи социолог решает на каждом из этапов обработки данных?

Тема 2. Подготовительная работа с данными, проблема верификации социологической информации.

Виды и методы верификации. Необходимые процедуры верификации и контроля качества информации. Проверка работы интервьюеров. Контроль выборки. Специфика подготовки к вводу данных для структурированных и неструктурированных данных. Структурированные (количественные) данные: процедуры кодирования и перекодирования. Соотношение вопроса анкеты/ показателя наблюдения и переменной

Похожие материалы

Информация о работе