Рабочая программа по дисциплине «Методы социологического исследования» (Содержание дисциплины. Темы контрольных работ. Вопросы для зачета (экзамена))

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт ГСЭО

Факультет социологии

Кафедра теоретической и прикладной социологии

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе УрГПУ

__________________  

«____» ____________________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Методы социологического исследования»

для студентов всех форм обучения по направлению 540400 «Социально-экономическое образование», степень (квалификация) – бакалавр социально-экономического образования, профиль «Социология»

по циклу Дисциплины профильной подготовки

Очная форма обучения

Курс 3, 4

Семестр 6, 7

Объём в часах всего –

в т. ч.: лекции –

практические занятия –

лабораторные занятия –

самостоятельная работа –

Экзамен - 7 семестр

Зачет -  6___ семестр

Заочная форма обучения

Курс –

Семестр –

Объём в часах всего –

в т. ч.: лекции –

практические занятия –

лабораторные занятия –

самостоятельная работа –

Экзамен - ___ семестр

Зачет -      ___ семестр

Екатеринбург – 2006


Рабочая программа по дисциплине «Методы социологического исследования».

Уральский государственный педагогический университет.

Екатеринбург, 2006.  ____ с.

Составитель:

К.соц.н., доцент

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры _______.

Протокол №        от __________г. Зав. кафедрой ___________ (Ф.И.О.)

Утверждена отделом документационно-содержательного обеспечения учебного процесса УрГПУ.

Сертификат № ______ от ___________ г.


I. Введение

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – дать систематические знания о познавательных возможностях методов социологического исследования и сформировать практические навыки организации и проведения эмпирического социологического исследования, использовать методы социологического исследования для научно-исследовательской, организационно-воспитательной, преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской работы.

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

•           рассмотрение специфические особенности методов социологического исследования;

•           анализ основных методов социологического исследования с точки зрения познавательных возможностей и ограничений;

•           практическое освоение выбора метода сбора социологической информации и подготовки полевого этапа исследования.

Специфика содержания программы

Методы социологического исследования изучаются студентами после дисциплины по методологии социологического исследования, тем самым соблюдается преемственность в освоении дисциплин. Помимо этого, освоение дисциплины «Методы социологического исследования» предполагает использование знаний, полученных студентами в других курсах (например, «Введение в социологию», «Маркетинг», «История социологии» и пр.).

Формы и методы реализации практического компонента дисциплины

Предполагается, что во время освоения дисциплины студенты самостоятельно готовят основу эмпирического исследования курсовых и дипломной работы.

Рекомендации по формам контроля и организации самостоятельной работы

Выполнение всех указаний по самостоятельной работе для студентов очного и заочного отделений позволяет в полной мере овладеть как теоретическими основами дисциплины, так и практическими навыками.

II. Учебно-тематический план

Очное отделение

п/п

Наименование темы, раздела

Всего трудоёмкость

Аудиторные часы

Самостоятельная  работа

Всего

Лекции

Практические

Лабораторные

1.

История эмпирической социологии в России и за рубежом

2.

Выбор метода сбора социологической информации

3.

Опрос как метод социологического исследования

4.

Вопрос в социологическом исследовании

5.

Интервью

6.

Фокусированное интервью и фокус-группа

7.

Инструментарий социологического исследования

8.

Анализ документов

9.

Наблюдение как метод социологического исследования

10.

Включенное наблюдение как методологическая ориентация

11.

Качественная и количественная стратегии в социологическом исследовании

12.

Мобилизация исполнителей в социологическом исследовании

13.

Научный отчет, публикация о результатах социологического исследования

ИТОГО:

ОЗО

п/п

Наименование темы, раздела

Всего трудоёмкость

Аудиторные часы

Самостоя тельная работа

Всего

Лекции

Практические

Лабораторные

1.

История эмпирической социологии в России и за рубежом

2.

Выбор метода сбора социологической информации

3.

Опрос как метод социологического исследования

4.

Вопрос в социологическом исследовании

5.

Интервью

6.

Фокусированное интервью и фокус-группа

7.

Инструментарий социологического исследования

8.

Анализ документов

9.

Наблюдение как метод социологического исследования

10.

Включенное наблюдение как методологическая ориентация

11.

Качественная и количественная стратегии в социологическом исследовании

12.

Мобилизация исполнителей в социологическом исследовании

13.

Научный отчет, публикация о результатах социологического исследования

ИТОГО:

III. Содержание дисциплины (примерный перечень)

Краткое содержание дисциплины с учетом ГОС, структурированное по разделам (темам) курса, данным в учебно-тематическом плане;

История эмпирической социологии в России и за рубежом

Истоки эмпирической социологии. История европейской эмпирической социологии – 19, 20 вв. Становление методов социологического исследования в американской социологии 20 в. Основные этапы и особенности развития эмпирической социологии в России.

Выбор метода сбора социологической информации

Критерии классификации методов социологического исследования. Принципиальные основания классификации – регистрация социальных фактов и степень стандартизации. Кратность исследования. Цели исследования (разведывательные, описательные и аналитические). Парадигмальные основания классификации. Психологические техники. Основания выбора метода – практические и теоретические задачи

Похожие материалы

Информация о работе