Методические разработки практических и семинарских занятий по демографии (Динамика численности населения. Демографические прогнозы)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт гуманитарного и социально-экономического образования

Факультет социологии

Кафедра теоретической и прикладной социологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕМОГРАФИИ

Екатеринбург, 2006

ЗАНЯТИЕ № 1

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Вопросы для подготовки и собеседования:

1. Показатели абсолютной численности населения. Основные компоненты изменения численности населения.

2. Виды показателей численности населения. Показатели расчета средней численности населения.

3. Методика расчета темпов роста и темпов прироста населения.

4. Динамика численности населения мира. Периоды удвоения численности населения.

5. Динамика численности населения России и факторы, ее определяющие.

Задания для работы в аудитории:

1. По данным табл. 1 изучите динамику численности населения Земли и рассчитайте периоды удвоения численности населения мира за известный отрезок демографической истории:

Таблица 1

Динамика численности населения земного шара (млн. чел.)

Период

Численность населения

Период удвоения, лет

1000 г.

300 – 305

1500 г.

440

1650 г.

550

1750 г.

728

1800 г.

952

1900 г.

1656

1965 г.

3289

2025 г.

(прогноз)

8294

2. По данным табл. 2 изучите среднегодовые темпы прироста населения регионов мира за период с 1950 по 2000 гг. Объясните, в чем причины относительно высоких темпов прироста населения в Африке, Азии и Латинской Америке?

Таблица 2

Среднегодовые темпы прироста населения регионов мира(%)

Регион

1950-1955 гг.

1965-1970 гг.

1990-1995 гг.

1995-2000 гг.

Весь мир

1,8

2,0

1,5

1,3

Развитые страны

1,2

1,1

0,6

0,4

Развивающиеся

2,0

2,5

1,8

1,6

Европа

1,0

0,7

0,2

0,0

Азия

1,9

2,4

1,6

1,4

Африка

2,2

2,6

2,5

2,4

Сев. Америка

1,7

1,1

1,0

0,9

Лат. Америка

2,7

2,6

1,7

1,6

Австралия и Океания

1,4

1,3

1,2

1,2

3. Рассчитайте коэффициенты естественного прироста (ЕП) и сальдо миграций (МП) населения России за 2004 г. и дополните табл. 3. Объясните, какие изменения произошли в показателях численности населения страны за последние 13 лет, в чем причины этого?

Данные для расчета: Среднегодовая численность населения РФ за 2004 г. – 143821,2 тыс. чел., естественный прирост за год - -790,1 тыс. чел.,  миграционный прирост – 98,9 тыс. чел.

Таблица 3

Компоненты прироста населения России в 1991 и 2004 гг.

(чел. на 1000 среднегодового населения)

Год

Все население

Городское население

Сельское население

ОП

ЕП

МП

ОП

ЕП

МП

АТП

ОП

ЕП

МП

АТП

1991

1,1

0,7

0,4

-1,1

0,6

-0,1

-1,6

7,3

1,1

1,5

4,7

2004

-10,5

-5,1

1,2

-6,6

10,6

-6,7

-0,7

18,0

4. Численность населения России по итогам переписи населения 1979 г. составила    137551 тыс. чел., на начало 1990 г. в стране проживало 148041 тыс. чел. В Узбекистане проживало в эти даты соответственно 15391 тыс. чел. и 20322 тыс. чел. Рассчитайте темп роста численности населения обеих стран и укажите причины различий.

5. Численность населения США на начало 2002 г. составила 325,6 млн. чел. Темп роста численности населения за 1990 – 2002 гг. составил 130,9%. Определите численность населения в стране в 1990 г.

6. В России в начале 2001 г. проживало 144819 тыс. чел., а к концу этого года численность населения уменьшилась на 865 тыс. чел. Определите среднегодовую численность населения России за 2001 г.

7. В г. Екатеринбурге на начало 2001 г. проживало 1259,1 тыс. чел., в течение года родилось 11292 чел., умерло 18329 чел., положительное сальдо миграций за год составило 1437 чел. Определите среднегодовую численность населения «столицы» Урала за 2001 г.

8. Рассчитайте темпы роста численности населения Екатеринбурга за периоды             1939-1959 гг. и 1959-1979 гг., если численность населения города составляла:                 1939 г. – 423 тыс. чел., 1959 г. – 779 тыс. чел., 1979 г. – 1211 тыс. чел.

9. Численность населения Уральского экономического района на начало 1979 г. составляла 19003 тыс. чел.,  на начало 1990 г. здесь проживало 20345 тыс. чел., в начале 2002 г. -  20078 тыс. чел. Определите темпы прироста населения Уральского региона за период 1979-1990 гг. и за период 1990-2002 гг.

Литература:

1. Борисов В.А. Демография: Учебник для вузов. – М., 2003. – 344 с.

2. Медков В.М. Демография: Учебник. – М., 2005. – 576 с.

3. Народонаселение: Энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.Г. Меликьян. – М., 1994. – 640 с.

4. Население мира: Демографический справочник / Сост. В.А. Борисов. М., 1989. – 477 с.

5. Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический доклад / Отв. ред. А.Г. Вишневский. – М., 2001. – 176 с.

ЗАНЯТИЕ № 2

РОЖДАЕМОСТЬ И РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Вопросы для подготовки и собеседования:

1. Понятие о рождаемости. Абсолютные и относительные показатели, характеризующие уровень рождаемости.

2. Факторы, влияющие на изменение рождаемости. Изменение рождаемости с позиций теории демографического перехода.

3. Динамика уровня рождаемости в современном мире.

4. Динамика уровня рождаемости в России.

5. Понятие «репродуктивное поведение». Причины и следствия массовой однодетности семей.

Задания для работы в аудитории:

1. За 2004 г. в России родилось 1502,5 тыс. человек. Рассчитайте общий коэффициент рождаемости, если среднегодовая численность населения составила 143821 тыс. чел. Оцените уровень общей рождаемости в стране.

2. По данным табл. 4 выделите этапы эволюции рождаемости в России с позиции теории демографического перехода.

Таблица 4

Динамика общей и суммарной  рождаемости населения России за 1897-2004 гг.,

 чел. на 1000 жителей

Год

Общий коэффициент рождаемости

Суммарный коэффициент рождаемости

1897

50,5

7,500

1900

49,0

6,350

1926

44,7

6,000

1939

38,5

4,500

1959

24,1

2,626

1970

14,6

2,007

1980

15,9

1,895

1985

16,6

2,057

1990

13,4

1,892

1995

9,3

1,337

2000

8,7

1,190

2003

10,2

1,319

2004

10,4

1,340

3. Рассчитайте суммарный коэффициент рождаемости в России за 2002 г., если повозрастные коэффициенты рождаемости женщин репродуктивного возраста составляли: 15-19 лет- 27,4; 20-24 года – 95,7; 25-29 лет – 75,1; 30-34 года – 41,7; 35-39 лет – 14,7; 40-44 года – 2,6; 45-49 лет – 0,1.  Сравните полученный коэффициент с показателем за 1959 г.

(2,626). О чем это свидетельствует?

4. В 2001 г. в г. Екатеринбурге родилось 11292 чел., в г. Москве – 75977 чел. Рассчитайте общий коэффициент рождаемости для обоих городов, если среднегодовая численность Москвы составляла 9464,5 тыс. чел., Екатеринбурга – 1256,3 тыс. чел.

5. По данным табл. 5 сгруппируйте страны мира по уровню рождаемости. Объясните причины региональных различий уровня рождаемости.

Таблица 5

Коэффициент общей рождаемости населения некоторых  стран мира,

2003 г., чел. на 1000 жителей

Страны

ОКР

Страны

ОКР

Россия

10,2

Вьетнам

19,6

США

14,1

Франция

12,7

Австрия

9,4

Чехия

9,2

Украина

8,5

Литва

8,9

Китай

12,4

Болгария

8,7

Мексика

21,9

Грузия

10,7

Египет

26,1

Конго(Заир)

44,0

Индонезия

21,5

Эфиопия

43,5

Индия

23,3

Таджикистан

26,8

Нигерия

39,5

Япония

9,1

Литература:

1. Антонов А.И. Социология рождаемости. Теоретические и методологические проблемы. – М., 1980. – 271 с.

2. Борисов В.А. Демография: Учебник для вузов. – М., 2003. – 344 с.

3. Демографический энциклопедический словарь / Гл. ред. Д.И. Валентей. – М., 1985. – 608 с.

4. Корнев И.Н., Д.Н. Геодемографические процессы в регионе: Монография / Урал. гос. пед. ун-т, Гум. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 258 с.

5. Медков В.М. Демография: Учебник. – М., 2005. – 576 с.

6. Народонаселение: Энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.Г. Меликьян. – М., 1994. – 640 с.

7. Население мира: Демографический справочник / Сост. В.А. Борисов. М., 1989. – 477 с.

8. Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический доклад / Отв. ред. А.Г. Вишневский. – М., 2001. – 176 с.

ЗАНЯТИЕ № 3

СМЕРТНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Вопросы для подготовки и собеседования:

1. Понятие о смертности населения. Абсолютные и относительные показатели, характеризующие уровень

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Демография
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
567 Kb
Скачали:
0