Математическое моделирование тепловых процессов в двигателях внутреннего сгорания: Курс лекций (Эволюция учения о теплообмене в ДВС от Нуссельта до наших дней. Основные показатели эффективности циклов тепловых двигателей), страница 5

3. На установившихся режимах работы ДВС колебания температуры поверхности стенок КС происходят в довольно узком диапазоне Кавтарадзе (1995), при чем по сравнению с диапазоном колебаний температуры рабочего тела этот диапазон в общем не значительный. Данный факт нашел отражение как в формуле Вошни (1.7), так и в других соотношениях, поскольку в них отсутствует температура ТW поверхности и определяющей является средняя по объему цилиндра температура Т рабочего тела.   Попытки создания в 80-х гг. "адиабатных" двигателей, в которых осуществлялась теплоизоляция КС, обусловили появление так называемого эффекта Вошни, согласно которому при повышении температуры стенки ТW>600 К теплоотдача от газа стенкам в районе верхней мертвой точки (ВМТ) вопреки ожиданиям увеличивается. Публикация этих результатов развеяла радужные перспективы создания "адиабатного" ДВС на ближайшее будущее.  Отметим, что соответствующая поправка в (1.7) для ТW>600 К была введена после исследования теплообмена в теплоизолированных двигателях.

4. Расхождение с экспериментальными данными использовании a-формулы Вошни чаще всего проявляет в случае частичных режимов нагрузки ДВС.  В облает низких значений среднего индикаторного давления Piв режиме прокрутки удельный вес второго слагаемого (1.5) уменьшается, так как скорость движения заряда цилиндре главным образом зависит от интенсивности вихревого движения заряда при впуске и скорости поршня.

5. Формулу (1.7) можно применять как для дизелей, так и для двигателей, работающих по циклу Отто, причем для дизелей учитывается форма КС (дизели с непосредственным впрыскиванием, вихревые или форкамеры), а также вихревое движение воздуха в цилиндре.

Формула и подход Вошни подвергались и критике, и обобщениям (в частности при расчете теплообмена во впускных и выпускных каналах ДВС). Например, Г. Хохенберг (1980) обратил внимание на то, что в быстроходных дизелях с непосредственным впрыскиванием в районе ВМТ повышается уровень турбулентности заряда, что обусловлено конструкцией камеры в поршне.

По мнению Хохенберга, неучет этого явления и является основным недостатком формулы Вошни. В целях его устранения он преобразовал множитель, соответствующий скорости рабочего тела из (1.6). В соотношении, предложенном Хохенбергом, процесс сгорания учитывается только наличием в формуле температуры рабочего тела, точнее, . Хохенберг, как и Вошни, на основе теории подобия подтверждает необходимость в a-формуле члена . Однако поскольку диаметр цилиндра величина постоянная (D=const), то введение ее в формулу: отражает влияния переменного по времени объема на течение газа в цилиндре. В качестве переменного линейного размера он предложил использовать диаметр DШ условного шара, объем которого численно равен текущему ему цилиндра .

Надпись:  
Рис. 1. Результаты расчетов рабочего процесса двухтактного двигателя RTA-58 фирмы “Зульцер” П. Людвиг и О. Бреннер (1994).

На рис. 1 приведены расчеты коэффициентов теплоотдачи по a-формулам Вошни и Хохенберга. Графики иллюстрируют тот случай, когда ни одна из этих двух формул не позволяет получить удовлетворительные результаты, а хорошее совпадение с экспериментальными данными возможно при использовании среднеарифметического значения . В частности, это можно объяснить тем, что обе формулы не пригодны для расчета процессов в двухтактных тихоходных дизелях, исследуемых в П. Людвигом и О. Бреннером (1994). Т. Булати (1985) обнаружил, что для длинноходных двухтактных двигателей при использовании формулы Вошни потери теплоты в стенку завышены по сравнению с экспериментом и дополнил ее новыми членами, в которых учитывается влияние отношения S/D и изменение числа Прандтля на рабочий процесс.